Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Хотьковская резная кость


Ларец (хотьковская резная кость)Русский народный художественный промысел, возникший в 1947 году в России – Московская область, Сергиево-Посадский район, город Хотьков. Именно там  была создана первая артель, изготовлявшая изделия методом резьбы по кости. Позднее на её базе возникла фабрика «Народное искусство», которая в 1970 году объединилась с Хотьковской фабрикой художественных резных изделий, а с 1993 г. - товарищество «Народное искусство».

Резьба по кости — один из самых старинных видов русского народного искусства. Уже в X в. художественная обработка кости в Древней Руси была на таком высоком уровне, что в Западной Европе ее называли «резьбой руссов».

Хотьковское ремесло основывается на традициях обработки кости и твёрдых пород дерева, еще в XV—XVII в. существовавших в Троице-Сергиевом монастыре (инок Амвросий и школа троицких резчиков) и в XIX—XX в. — в Сергиевом Посаде (династии мастеров Хрустачевых, Цирюльниковых). Резчики Хотькова развили навыки, полученные в училище в Абрамцеве, и использовали многообразные приемы ажурной резьбы по кости холмогорских резчиков. Постепенно хотьковский промысел выработал свою близкую к натуре стилевую манеру.

В 1950-х — начале 1960-х г. промысел широко применял мамонтовую кость, твёрдые породы дерева (главным образом самшит), рог, перламутр. Приёмы создания анималистической скульптуры резчики изучали в Абрамцевском училище. Популярен был многослойный ажур, придающий многоплановость архитектурным композициям на крышках резных шкатулок. С конца 1960-х — начала 1970-х г. основным материалом становится коровья кость (цевка), из которой создаются шкатулки, пудреницы, кольца, броши, серьги, украшенные растительным орнаментом.

В последние годы возродилась резьба по мамонтовой кости мастер Н.Н. Саломакин создает так называемые «экраны» (с задней рельефной стенкой и скульптурой на переднем плане), наперсные кресты и панагии, создаются также резные иконы и пасхальные яйца. Современное косторезное искусство донесло до нас лучшее, что было выработано многими поколениями народных мастеров: отточенную технику ажурной, рельефной и объемной резьбы, опыт создания бытовой вещи.

Известными мастерами-исполнителями хотьковских изделий являются С.И. Васинская, В.А. Логинов, К.Г. Зорилов, Н.Х. Касимов, П.К. Ротин, Ю.С. Чурилов и другие.

Пасхальное яйцо
Пасхальное
яйцо.
Хотьковская
резная кость.

Юные буденновцы (П.К. Ротин)
Юные буденновцы.
П.К. Ротин. 1967 г.
Хотьковская
резная кость.

Нож для резки бумаги
Нож для
резки бумаги.
1940-е г.
Хотьковская
резная кость.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.