Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Реставрации Стюартов стиль

Николас Хоуксмур. Дворец Сомерсет-Хаус Реставрации Стюартов стиль — историко-региональный стиль в искусстве Англии второй половины XVII в., его называют также «придворным стилем Стюартов» или английским Барокко.

Возникновение и развитие стиля связано с возвращением на престол династии Стюартов в лице короля Карла II (1660-1685) и его преемника Якова II (1685—1688) после революции Кромвеля. Английские историки искусства датируют период английского Барокко при шотландском короле Якове I (1603—1625) и распространяющегося до начала XVIII в. — времени формирования георгианского стиля (английского Классицизма).

Однако своеобразие развития английского искусства (во многом сходное с эволюцией стилей в России XVII – XVIII вв.) стало причиной того, что стиля Барокко в том качестве, в каком он существовал, к примеру, в Италии, на английской земле создано не было (как не было в полной мере и эпохи Возрождения). Поэтому термин «барокко» для определения особенностей развития этого периода оказывается недостаточным.

Английское искусство, прежде всего в архитектуре, оформлении интерьера и мебели, было слишком консервативным, чтобы усвоить в достаточной степени барочные черты. В годы правления Якова I художники обратились к итальянским источникам, античным орнаментам. Вместе с итальянскими мотивами импортировали и отдельные элементы барочного декора: волюты, рустованные и витые колонны, тяжелые гирлянды, маскароны, гермы и теламоны, пышные коринфские капители, раскрепованные карнизы и фронтоны. Лондонский дворец Кларендона.

Эти элементы фрагментарно сочетались с традиционной композицией английского дома. Король Карл II был современником Людовика XIV и стремился подражать французскому «Большому стилю», в котором соединялись элементы Классицизма и Барокко. Однако Версаля в Лондоне не получилось и английский «придворный стиль» («Court Style») демонстрировал элементы более скромного, камерного «барочного классицизма». При дворе Карла II были сильны влияния нидерландского искусства и стиля фламандского барокко.

В это время начинал работать выдающийся мастер, резчик по дереву, скульптор и гравер Гринлинг Гиббонс (1648—1721). Он родился в Голландии, в английской семье, приехал и Лондон из Роттердама. Мощный стиль резьбы по дереву Гиббонса в полной мере проявился в период правления Вильгельма III Оранского и королевы Мэри, а также позднее – в годы правления королевы Анны.

В 1665 г. английский архитектор Кристофер Рен (1632—1723) предпринял путешествие в Париж, где испытал значительное воздействие архитектуры французского Классицизма. Рен привёз в Лондон большое количество альбомов и гравюр, чтобы показать англичанам «образцы орнаментов и гротесков, в которых французы превзошли даже итальянцев».

В 1666 г. в Лондоне грандиозный пожар уничтожил три четверти всех зданий. Рен создал проект перепланировки города в духе французского академического Классицизма и начал строительство огромного собора Св. Павла, в облике которого он совместил «французскую схему» крестово-купольного храма, восходящую к эпохе Итальянского Возрождении, элементы Барокко и «романо-готическо стиля».

Новый стиль английского «ба­рочного классицизма», разработанный Реном, продолжал его ученик Николас Хоуксмур (1661-1736) в Гринвиче. Придворным живо­писцем Карла II был Питер Лели (1618— 1680), голландец из Хаарлема. Он сумел снискать славу холодноватыми, изящно-салонными портретами светских кра­савиц («Виндзорские красавицы»). В искусстве мебели этот период назвали «ореховым».


Резчик по дереву Гринлинг Гиббонс, живший в 17 веке
Гринлинг Гиббонс.
Резчик по дереву.

Питера Лели. На портрете кисти
Питера Лели.
На портрете кисти.

Кристофер Рен. Собор св. Павла в Лондоне
Кристофер Рен.
Собор св. Павла в Лондоне.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.