Institutionis doctrinae (Философские учения)
СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus— «чувство, ощущение, восприятие, настроение, мысль, понятие, образ») — учение, теория или жизненная позиция, основанные на убеждении, что все явления духовной жизни проистекают от чувственного, эмоционального восприятия мира. В античности сенсуалистами были «киренаики» и эпикурейцы. В XVII в. теорию сенсуализма разрабатывал английский философ Джон Локк (1632 - 1704). Ему принадлежит классическая формула: «Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu» (лат., «Нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве»). Противоположное сенсуализму понятие рационализм.
СЕНТЕНЦИЯ (лат. sententia— «мнение, суждение, воля, мысль») — краткое изречение, нравоучение. В истории искусства сентенции запечатлены на памятниках скульптуры и архитектуры. В мусульманском искусстве краткое изречение называется аят (арабск. a'jat — «знак, чудо, знамение»).
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (франц. sentimentalisme, от sentiment — «чувство, ощущение, чувствительность, чуткость»; лат. sensus — «чувство, ощущение») — мироощущение и тенденция мышления, направленная на выявление, усиление, подчеркивание эмоциональной стороны жизни (сравн. сенсуализм).
В отношении изобразительного искусства сентиментализм не следует считать художественным направлением и тем более стилем. В форме конкретно-исторического художественного течения сентиментализм сложился в западноевропейском искусстве середины и второй половины XVIII в. под влиянием философии просветителей. Однако тенденции сентиментализма обнаруживаются и ранее, например в искусстве французских стилей Регентства и Рококо первой половины XVIII в.
Призывы французских философов-просветителей Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро обращаться непосредственно к разуму, простым и ясным чувствам «естественного человека» в искусстве парадоксально вызывали обратные тенденции — экзальтации и наигранной чувствительности. Просветители пытались противопоставить испорченным парижским нравам периода Регентства культ природы, сельской жизни и даже «неиспорченную душу человека Востока» («Персидские письма» Ш.-Л. Монтескье, 1721; «Нескромные сокровища» Д. Дидро, 1748).
Сентиментализм подобных литературных произведений, сладострастных описаний неги Востока плавно перешел из «эпохи маркиз» в век демократических идеалов эпохи Просвещения. Менялись только маски и идеологические декларации.
Картина Ф. Буше “Портрет маркизы де Помпадур“.
|
Ф. Буше. Картина “Отдыхающая женщина ( Одалиска )“.
|
Картина “Мальчик“ Ж.-Б. Грёза.
|