Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Здание музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Один из самых крупных и значительных российских музеев европейского и мирового искусства. Расположен в центре Москвы, по адресу: улица Волхонка 12. Открыт 31 мая 1912 года. Церемония закладки Музея состоялась 17 августа 1898 года. Музей создавался на основе Кабинета (Музея) изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательный и публичный, где в гипсовых слепках, макетах, живописных и гальванокопиях по единой научной программе были отражены основные этапы истории искусства классических народов с древних времен до нового времени. В этом качестве музей становился первым в России учреждением подобного типа.

Большую часть денег на строительство музея пожертвовал великий русский меценат Ю.С. Нечаев-Мальцов. Первый публичный конкурс проектов выиграл архитектор-самоучка П.С. Бойцов. Не имея разрешения на производство строительных работ, он не мог быть допущен к постройке такого уровня. В итоге, руководство постройкой было доверено архитектору Р.И. Клейну. Над интерьерами, кроме самого Клейна, работали И.И. Нивинский и А.Я. Головин. Здание музея использует общий градостроительный план и внутреннюю планировку Бойцова, но подробная архитектурная разработка фасадов и интерьеров — безусловно, авторская работа Клейна и его команды. Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Спроектировано оно было по типу античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Во внутреннем убранстве сочетаются элементы разных исторических эпох сообразно представленным экспонатам.

Здание было закончено вчерне в 1904 году. Экспонаты (гипсовые слепки и другие копии) заказывались с 1890-х г. в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые. Торжественное открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III состоялось 31 мая 1912 года.

Бульвар Капуцинок в Париже (Клод Моне, 1873 г.)В апреле 1923 г. Наркомпрос принимает решение об устройстве в Москве центрального Музея старой западной живописи на основе западноевропейского собрания Московского Публичного и Румянцевского музеев и размещении этого нового учреждения в здании Музея изящных искусств. С 1924 г. в Музей поступают картины из бывших собраний Г.А. Брокара, Д.И. Щукина, из Государственного музейного фонда и других источников. В ноябре 1924 года открываются первые залы новой картинной галереи. В 1932 г. музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств. В 1937 г. музею присвоено имя А.С. Пушкина. Во время Великой отечественной войны значительная часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск.

В период 1949—1953 экспозиционная деятельность ГМИИ была свернута; помещения музея были отданы под «Выставку подарков И.В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран». После смерти Сталина профильная деятельность ГМИИ была восстановлена и расширена. В 1985 г. по инициативе доктора искусствоведения И.С. Зильберштейна и директора ГМИИ И.А. Антоновой на правах научного отдела ГМИИ был основан Музей личных коллекций.

В 2005 году была обособлена Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (расположенная теперь во флигеле усадьбы Голицыных), многие картины, находившиеся после ликвидации ГМНЗИ в запасниках, пополнили постоянную экспозицию музея. С 1980 г. по инициативе Святослава Рихтера и И.А. Антоновой в залах музея проводится ежегодный фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера».

Коллекция музея.

Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (зимой)В настоящее время собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывает свыше 560 тысяч произведений живописи и скульптуры, графических работ, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии. В рукописном фонде хранятся документы по истории музея, научное и эпистолярное наследие его основателя, других музейных деятелей, крупных искусствоведов и художников, архивы некоторых музеев, чьи коллекции поступили в ГМИИ. В 1991 году ГМИИ внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Коллекция ГМИИ представляет собой собрание произведений западного искусства от античности до XX века. Первоначально коллекция была сформирована И.В. Цветаевым из гипсовых копий античных скульптур, копий римских скульптур и мозаик, а также купленной государством коллекции подлинных древностей египтолога Голенищева. В 1924 году в ГМИИ поступили полотна собрания Румянцевского музея, состоявшего из картин русских и европейских художников и частных коллекций, национализированных после революции. В 1930 году в ГМИИ из Эрмитажа были переданы картины Боттичелли, Кранаха, Пуссена и Давида. После окончания Второй мировой войны в ГМИИ поступила большая часть картин из Дрезденской галереи, а также Клад Приама, найденный Генрихом Шлиманом на месте древней Трои. Впоследствии собрание Дрезденской галереи было возвращено властям Восточной Германии.

Однако некоторые ценности, принадлежавшие западногерманским музеям и частным коллекционерам, хранились в запасниках, существование которых оставалось в тайне. В 1995 году они были показаны на выставке, но не возвращены владельцам, а включены в постоянное собрание. В 1948 году был упразднён Музей нового западного искусства, и его собрание было поделено между Пушкинским музеем и Эрмитажем. В результате ГМИИ получил конфискованные советской властью собрания московских купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова, состоящие из картин Сезанна, Матисса, Пикассо и других художников XX века. В музее находятся, принадлежавшие Ивану Морозову картины «Красные виноградники в Арле» Ван-Гога и «Девочка на шаре» Пабло Пикассо.

Танцовщицы в голубом (Эдгар Дэга)
Танцовщицы в голубом.
Эдгар Дэга.

Девочка на шаре (П. Пикассо)
Девочка на шаре.
Пабло Пикассо.

Красные виноградники в Арле (Ван Гог)
Красные виноградники в Арле.
Ван Гог.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.