Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Специфика последовательности развития художественных стилей в русском искусстве

Строгановский дворец. Стиль русское бароккоГлавная «непохожесть» русского искусства на западноевропейское заключается в своеобразии и иной последовательности развития художественных стилей. Отдаленность России от художественной метрополии — исторических центров классического искусства: Афин, Флоренции, Рима, Парижа — обусловила запаздывание в развитии искусства.

Русские художники «серебряного века» все же успели на рубеже XIX—XX вв. привить российской публике вкус к изящному. Живописцы московской школы, в частности выпускники Московского Училища живописи, ваяния и зодчества, воплотили народные традиции в сочной, жизнерадостной живописи натюрмортов. П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, Б. М. Кустодиев, Н. Н. Сапунов писали натюрморты с русской снедью, цветами, жостовскими расписными подносами. Высокая формальная культура книжной графики «мирискусников» нашла продолжение в творчестве мастеров московской школы ксилографии.

Впервые особенность «сращивания» художественных стилей в России сформулировал историк искусства XVIII в. Н. Н. Коваленская. Она писала о том, что после петровских преобразований «многие этапы, последовательно проходившиеся другими европейскими народами, в России нередко оказывались как бы сросшимися, уплотненными... возникали иногда неожиданные соединении весьма разнородных явлений».

Стиль-ампир, постройка 1812 г. Здание отдела историиНечто подобное происходило в Англии, где территориальная и историческая отстраненность от континентальной Европы породила во взаимодействии с особой психологией англичан своеобразный «английский стиль», объединивший местные варианты незначительно различающихся между собой, но весьма отличных от европейских английского Классицизма, Барокко и Рококо. В России только в период елизаветинского рококо столичное искусство начинало догонять западноевропейское, а в годы правления Екатерины Великой сравняется с ним.

Однако чем далее от эпицентров художественного развития располагаются региональные центры, тем эклектичнее стиль. Даже Петербург — великая столица — в художественном отношении провинциален (в данном случае используем этот термин без негативного смысла) и, поскольку отдален от центра Европы, эксцентричен. Художественные стили, рождавшиеся на основе эллинистической традиции: Классицизм, Барокко — достигали Петербурга спустя время и не напрямую из Рима или Парижа, а посредством многих вторичных региональных вариантов, уже впитавших в процессе запоздалого развития элементы иных стилей, течений и школ. Отсюда «смешанное соединение» стилистических элементов «петровского барокко», «растреллиевского стиля», русского, или петербургского, ампира.


Одно из сохранившихся зданий в стиле русского барокко
Одно из сохранившихся зданий
в стиле русского барокко.

Костюм 1800-1825 годов. Стиль ампир
Костюм 1800-1825
годов.Стиль ампир.

Русское барокко в интерьере
Русское барокко в интерьере.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.