Специфика последовательности развития художественных стилей в русском искусстве
Главная «непохожесть» русского искусства на западноевропейское заключается в своеобразии и иной последовательности развития художественных стилей. Отдаленность России от художественной метрополии — исторических центров классического искусства: Афин, Флоренции, Рима, Парижа — обусловила запаздывание в развитии искусства.
Русские художники «серебряного века» все же успели на рубеже XIX—XX вв. привить российской публике вкус к изящному. Живописцы московской школы, в частности выпускники Московского Училища живописи, ваяния и зодчества, воплотили народные традиции в сочной, жизнерадостной живописи натюрмортов. П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, Б. М. Кустодиев, Н. Н. Сапунов писали натюрморты с русской снедью, цветами, жостовскими расписными подносами. Высокая формальная культура книжной графики «мирискусников» нашла продолжение в творчестве мастеров московской школы ксилографии.
Впервые особенность «сращивания» художественных стилей в России сформулировал историк искусства XVIII в. Н. Н. Коваленская. Она писала о том, что после петровских преобразований «многие этапы, последовательно проходившиеся другими европейскими народами, в России нередко оказывались как бы сросшимися, уплотненными... возникали иногда неожиданные соединении весьма разнородных явлений».
Нечто подобное происходило в Англии, где территориальная и историческая отстраненность от континентальной Европы породила во взаимодействии с особой психологией англичан своеобразный «английский стиль», объединивший местные варианты незначительно различающихся между собой, но весьма отличных от европейских английского Классицизма, Барокко и Рококо. В России только в период елизаветинского рококо столичное искусство начинало догонять западноевропейское, а в годы правления Екатерины Великой сравняется с ним.
Однако чем далее от эпицентров художественного развития располагаются региональные центры, тем эклектичнее стиль. Даже Петербург — великая столица — в художественном отношении провинциален (в данном случае используем этот термин без негативного смысла) и, поскольку отдален от центра Европы, эксцентричен. Художественные стили, рождавшиеся на основе эллинистической традиции: Классицизм, Барокко — достигали Петербурга спустя время и не напрямую из Рима или Парижа, а посредством многих вторичных региональных вариантов, уже впитавших в процессе запоздалого развития элементы иных стилей, течений и школ. Отсюда «смешанное соединение» стилистических элементов «петровского барокко», «растреллиевского стиля», русского, или петербургского, ампира.
Одно из сохранившихся зданий в стиле русского барокко.
|
Костюм 1800-1825 годов.Стиль ампир.
|
Русское барокко в интерьере.
|