Марина
(по-итальянски marina от латинского marinus — морской)
Жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа. Марина воплощает морскую стихию в том или ином ее проявлении, а также изображает борьбу с ней человека.
Как специфическая разновидность ландшафтной живописи обособилась в искусстве Европы 17 века. Ранее марина служила целям иллюстрирования морских сражений; её первоначальная задача — иллюстрация крупных исторических событий на море, детальное воспроизведение военных судов, которым собственно море служит только декоративным обрамлением. Расцвет марины происходит в голландской живописи и графике 17 века. Голландские маринисты (Я. Порселлис, С. де Влигер, Х. Сегерс, Я. ван де Каппелле, Л. Бакхёйсен, В. ван де Велде) правдиво передавали морскую стихию и связанную с ней жизнь рыбаков, разрабатывали парадный тип марины, в котором главное место отводится кораблям и лодкам со стаффажными фигурами, в широких видах раскрывали величие морских просторов. Крупнейшие маринисты 18—19 веков: К.Ж. Берне во Франции, Кацусика Хокусай в Японии, У. Тёрнер в Англии, Х.В. Месдаг в Голландии, И.К. Айвазовский и А.П. Боголюбов в России. Представители советской школы маринистов — В.В. Мешков, И.Ф. Титов, Э. Калнынь.
В настоящее время марина, как правило, - правдивая передача морской стихии.
Марина в живописи малых голландцев.
У истоков этого жанра стояли фламандские живописцы во главе с великим Питером Брейгелем Старшим, но расцвет марины и ее высшие достижения связаны с голландской школой. Поначалу маринисты были заняты «портретированием» кораблей или изображением исторических событий на море — знаменитых битв или прибытий высокопоставленных личностей.
Эти сюжеты сохраняются в течение всего XVII столетия, но на первый план выступает уже само море, правда, опять-таки в тесной связи с человеческой практикой. Чистая марина — море без кораблей и без стаффажа — появится лишь в XIX веке. Начальный этап развития жанра представлен картиной фламандского мариниста Андриса ван Эртфелта (1590—1652 г.) «Сражение испанского флота с кораблями восставшего флота Голландии 26 мая 1573 года, во время осады Харлема». Это типичный пример событийной марины, но в романтическом, лишенном исторической достоверности варианте.
«Бурное море» Абрахама Виллартса (Утрехт, 1603—1669 г.) стало следующим шагом в развитии жанра. Художник создал живую картину надвигающейся бури: высокие волны, с гребешков которых штормовой ветер срывает пену, низко нависшие облака и терпящие бедствие корабли. Изображение на переднем плане морского чудовища и бочки, которую моряки якобы бросают ему, чтобы умилостивить,— явная дань прошлому. Абрахам Виллартс пытается передать и морскую атмосферу, и специфический морской колорит, вводя единую серо-зеленую цветовую гамму. Картина создана в 1626 году, но уже отражает влияние родоначальника тоновой живописи в голландской марине Яна Порселлиса.
Ян Порселлис (Гент, около 1584—1632, г. Заутервауде близ Лейдена) был фламандец по происхождению, но в его творчестве морской жанр впервые обретает истинно голландские черты. Отказавшись от многосложной композиции и пестрого колорита предшественников, Порселлис создает марину, где вода и небо играют главную роль, а корабли низведены до стаффажа и где господствует единый серо-серебристый колорит. Лучшей картиной, бесспорно, является «Море в пасмурный день». Художник блестяще уловил типичное для голландцев состояние неба, всегда покрытого тучами, и беспокойных вод, омывающих голландские берега.
Темное, тяжелое, суровое море и нахмурившееся небо восприняты как бы глазами моряков, ведущих постоянную борьбу со своенравной и грозной стихией, — может быть, именно тех, кого озабоченно ожидают сейчас на берегу. Их лодку и корабли художник убрал с переднего плана, открыв взгляду беспредельные водные и воздушные просторы. Если говорить о роли предметов в картине, то суда, как и полоска берега справа, служат скорее точками отсчета этого пространства, чем объектами, ради которых затевается произведение. Однако именно в стремительном беге кораблей или, наоборот, в их глубокой осадке заключено ощущение жизненной энергии и крайнего напряжения сил в борьбе человека с морской стихией.
Море и воздушное пространство над ним, насыщенное водяными парами, светом, рефлексами и тенями, создавали ту световоздушную среду, которая окрашивала все предметы в серо-серебристые тона, стирала их контуры, растворяла детали. Именно здесь, на море, было удобнее всего открыть явления тонального единства элементов пейзажа и воздушной перспективы.
В 1640-е годы созданы картины Симона де Влигера «Волнующееся море с парусными судами» и «Прибытие принца - Вильгельма Оранского в Роттердам». Это большие парадные произведения, на которых корабли выстроились, чтобы подчеркнуть и глубину пространства, и торжественный праздничный покой. Влажная морская атмосфера на картинах Влигера все более насыщается светом. Кажется, что солнце, прячущееся в облаках, вот-вот выглянет и все засверкает в его лучах, как на картинах его ученика Виллема ван де Велде Младшего.
Парусники на море в ветренный день. Ян Порселлис.
|
Морской пейзаж. Рейсдаль Якоб Исаак.
|
Вид на Фудзи из-под волны около Канагавы. Кацусика Хокусай. Между 1826 и 1833 г.
|