Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Бехзад Кемаледдин


(1455 г., Герат — 1535-1536 г.)

Соблазнение Юсуфа (К. Бехзад)Персидский художник, Бехзад в истории персидского искусства является полулегендарной фигурой. Восторженные отзывы о нём современников и позднейших авторов стали причиной того, что его руке приписывается большое число работ — миниатюр и рисунков, с которыми специалисты до сих пор не смогли разобраться окончательно. Художественный авторитет Бехзада был так высок, что о нём счёл нужным упомянуть в своих мемуарах основатель династии Великих Моголов Бабур, не говоря уже о таких историках искусства, как Дуст Мухаммад или Кази Ахмед. Большинство исторических сообщений впоследствии подверглось критике. Наиболее достоверными сведениями считаются те, что изложены у известного историка Хондемира, в трудах, созданных им в 1499 и в 1524 г., то есть еще при жизни Бехзада.

Точная дата рождения художника неизвестна, а приблизительную размещают между 1455 и 1460 г. Поскольку нигде нет упоминаний о его знатном происхождении, можно предполагать, что Бехзад был выходцем из семьи небогатых горожан или ремесленников. По сообщениям историков, Бехзад рано остался сиротой. Воспитывал его известный каллиграф и художник Мирек Наккаш Хорасани, который при дворе Султана Хусейна Байкара занимал высокую должность китабдара — начальника библиотеки. Некоторые источники сообщают, что был ещё один художник, Пир Саид Ахмед Тебризи, которому Бехзад обязан своим искусством. К сожалению, исследователи до сих пор не обнаружили ни одной подписанной работы Пир Саид Ахмеда, поэтому степень воздействия его художественных приёмов на молодого Бехзада определить невозможно. Кроме того, на формирование личности Бехзада и его мировоззрения большое влияние оказал великий Алишер Навои, визирь, поэт и гуманист, создатель той творческой атмосферы, которая была присуща гератской придворной жизни во время правления Султана Хусейна Байкара. Историки считают, что Навои был непосредственным покровителем молодого таланта. А Хондемир утверждает, что уже в 23 года Бехзад стал ведущим художником гератской мастерской.

В 1480-е годы из стен китабхане Султана Хусейна Байкара вышло несколько манускриптов, в которых исследователи видят участие Кемаледдина Бехзада. В миниатюрах этих рукописей Бехзад проявляет себя и как мастер пейзажа, и как мастер батальных сцен, и как мастер изображений человеческих фигур и их индивидуальных особенностей. Ему принадлежит множество художественных нововведений.

Сцена пира у Султан Хусейна (К. Бехзад)В 1490-х годах указом Султана Хусейна Байкара Бехзад был назначен главой султанской китабхане — библиотеки и мастерской по переписке книг. Теперь Бехзад не только создает миниатюры и рисунки, но осуществляет руководство проектами и руководит работой художников.

Исследователи предполагают, что 1507-1510 годы Бехзад провёл в Бухаре, куда последовал за Шейбани Ханом наряду с другими гератскими художниками. Однако, в 1510 году основатель сефевидской династии шах Исмаил I (правил в 1501-1524 г.) разгромил и убил Шейбани Хана, после чего Бехзад перебрался в Тебриз — столицу заново создаваемой персидской империи, которую на сей раз, посредством завоеваний, собирала династия Cефевидов. Слава Бехзада в этот период достигла своего зенита. В истории сохранился более похожий на анекдот рассказ о том, что во время битвы при Чалдыране в 1514 г., в которой турки-османы разгромили персидскую армию, шах Исмаил I прятал Бехзада и каллиграфа Шах Махмуда Нишапури в пещере как сокровища.

Ко двору шаха Исмаила художник прибыл между 1520 и 1522 годом. Сефевидский историк Будаг-мунши сообщает: " ... в пору, когда мастер Бехзад прибыл в Ирак, мастер Султан Мухаммад уже наладил работу придворной китабхане..." То есть, Бехзад приехал уже в готовую мастерскую, с налаженным производством манускриптов. В 1522 г. своим указом шах Исмаил назначил Бехзада главой шахской китабхане. Однако через пару лет, в 1524 году шах Исмаил в возрасте 37 лет неожиданно скончался, и более позднее творчество Бехзада связывают обычно с именем следующего сефевидского правителя, шаха Тахмаспа I (правил в 1525-1576 г.), под покровительством которого Бехзад продолжил служить в шахской мастерской до самой своей смерти. Во всяком случае, сефевидские авторы — Хондемир, Кази Ахмед и Искандер Мунши, описывают его именно как художника шаха Тахмаспа.

Об этом периоде жизни Бехзада историк Будаг-мунши сообщает следующее: "Его привезли ко двору из Хорасана, и в течение ряда лет он состоял при государе в качестве собеседника. Он всегда вёл благопристойные беседы. Вместе с тем он постоянно прихлёбывал вино и ни мгновения не мог обойтись без рубинового вина и ярких губ виночерпия. Он дожил до семидесяти лет и таким образом поддерживал себя молодым. Несмотря на запрет пить вино, его не трогали, так как в нём нуждались, а его величество, т.е. шах Тахмасп полагал: мастер был старцем с чистым образом жизни." Указ о закрытии всех питейных заведений, опиумокурилен, публичных домов, и всякого рода увеселительных учреждений был издан Тахмаспом 16 сентября 1534 года, т.е. за полтора-два года до смерти художника. Однако, как следует из сообщения сефевидского историка, на мастера этот указ не распространялся. В китабхане под руководством Бехзада работал его племянник, каллиграф Рустам Али, а также два внучатых племянника — художники Мухибб Али и Музаффар Али, которые последовали со всем семейством Бехзада в Тебриз ко двору шаха Исмаила.

Кемаледдин Бехзад скончался в 1535 либо в 1536 г. Упоминание о месте его кончины содержится в «Трактате о каллиграфах и художниках» Кази Ахмеда. Он пишет: «Его смерть в стольном городе Герате в районе Кух-и-мухтар; он похоронен в ограде, полной живописных изображений». Однако, Дуст Мухаммад сообщает, что художник был похоронен в Тебризе, рядом с могилой поэта-мистика шейха Камала. Впрочем, этот автор единственный, кто сообщает, что Бехзад похоронен именно в Тебризе.

Искандер и семь мудрецов (К. Бехзад)
Искандер
и семь мудрецов.
Бехзад.
Хамсе Низами.

Портрет Шейбани Хана (К. Бехзад)
Портрет
Шейбани Хана.
Бехзад.
1507 г.

Строительство замка Хаварнак (К. Бехзад)
Строительство
замка Хаварнак.
Бехзад.
1495 - 1496 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.