Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Русский классицизм в декоративно-прикладном искусстве, зарубежные мотивы в архитектуре

Храм Дружбы (1780-82, архитектор Ч. Камерон) и Чугунный мостикРомантические тенденции затронули и декоративно-прикладное искусство. Для «Гурьевского» фарфорового сервиза, который создавали на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге в 1817 г. скульптор С. С. Пименов выполнил фигуры «Водоноска» (по мотивам картин А. Г. Венецианова) и «Разносчик фруктов» — антикизированные, но в русских национальных костюмах. Петербургские архитекторы: Дж. Кваренги, А. И. Мельников, А. Н. Воронихин, К. И. Росси разрабатывали проекты больших и малых декоративных ваз из уральских камней. В 1774 г. гранильная фабрика была открыта в Екатеринбурге, в 1786 г. - в Колывани, на Алтае. Многие вазы независимо от их размера напоминают по форме античные сосуды: амфоры, кратеры, килики. Русские мастера изобрели способ оклейки больших ваз тонкими пластинками цветного камня: малахита, яшмы. Особенно красивы антикизированные формы в сочетании с разнообразной текстурой цветного камня и золочеными бронзовыми деталями, мотивы которых архитекторы заимствовали из ампирной орнаментики: львиные лапы, грифоны, сфинксы.

Подобные же элементы использовали в мебели. Романтическая составляющая русского классицизма обусловила существование внутри этого стиля различных стилистических течений с использованием мотивов турецкого, мавританского, египетского искусства. В 1784 г. в Россию прибыл шотландский архитектор У. Гесте. В 1798 г. Гесте выполнил архитектурные обмеры дворца в Бахчисарае и участвовал в его восстановлении. Он же создал серию видов Крыма. В Царском Селе архитектор В. И. Неелов построил «готическое» Адмиралтейство, там же И. А. Монигетти возвел «Турецкую баню», архитекторы екатерининского классицизма строили «Китайскую деревню». По инициативе графа А. С. Строганова (президента Академии художеств в 1800—1811 гг.), руководившего работой Петергофской и Екатеринбургской гранильных фабрик, в 1805 г. в Петербурге при Академии художеств была создана бронзовая фабрика, с которой связаны многие произведения архитекторов-классицистов, в том числе А. Н. Воронихина. А. Ринальди. Павильон Катальная горка в г. Ломоносове

В этот период в стиль русского классицизма проникают темы и формы искусства Древнего Египта. Этот процесс был не менее, а даже более органичным, чем в искусстве французского Ампира того же периода, поскольку Классицизм в России имел ярко выраженный романтический характер. Русское искусство на протяжении всей истории оказывалось способным ассимилировать любые исторические стили, формы, мотивы, темы и сюжеты. Поэтому, несмотря на вторичность и даже некоторую провинциальность русского классицизма, творениям А. Ринальди, Ч. Камерона, А. Н. Воронихина, Тома де Томона или А. Д. Захарова нет равных ни на родине Классицизма — в Италии, ни во Франции или в Англии. Нигде и Европе не удалось достигнуть той величавой строгости и спокойной красоты, которые характеризуют классицистические архитектурные ансамбли Петербурга и его пригородов.

Русский классицизм (при некоторой противоречивости этого термина) представляет собой уникальное явление в истории мирового искусства. Классицизм парадных эмблем Петербурга отличают исключительная композиционная свобода, широта художественного переосмысления пространства.


Скульптура Водоноска С. С. Пименова
Скульптура Водоноска
С. С. Пименова

С. С. Пименов. Геркулес и Антей
С. С. Пименов.
Геркулес и Антей

Морейская колонна. 1771. Архитектор А. Ринальди
Морейская колонна.
1771 г.
Архитектор А. Ринальди




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.