Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Слуцкие пояса


(от названия города Слуцк, Беларусь)

Произведения белорусского ткачества, ручная работа мастеров второй половины 18 – первой половины 19 века. Такой пояс считался признаком благородного происхождения и его наличие указывало на благосостояние владельца. Элемент богатого мужского костюма польской и белорусской шляхты. Наименование происходит от названия города Слуцк в Белоруссии.

В XVIII веке пояса были в Речи Посполитой обязательной частью мужского аристократического костюма. Они символизировали благородное происхождение, статус и высокое социальное положение вельможи. Именно поэтому король Станислав Август Понятовский и его подданные-аристократы, в том числе и белорусского происхождения Радзивиллы, Сапеги, Огиньские, открывали многочисленные персиярни – мастерские, где ткали длинные красивые пояса по восточным образцам. Радзивиллы сначала открыли свою персиярню в Несвиже, но через несколько лет перенесли её в местечко Слуцк. Так началась история знаменитых слуцких поясов.

Первыми владельцами слуцкой персиярни были князь Михаил Казимир Радзивилл по прозвищу Рыбонька, гетман великий Великого княжества Литовского, воевода виленский, IX ординат Несвижа, и Героним Флориан Радзивилл. Первых ткачей пригласили из Турции и Персии, и не удивительно, что те точно копировали восточные узоры. Но через каких-то десять лет мастерством овладели белорусские ткачи, и в орнамент как-то очень естественно вплелись белорусские полевые цветы, чаще всего незабудки и васильки.

Для персиярни Радзивиллы построили новое здание, поставили самые лучшие ткацкие станки, хотя известно, что вывозить их из Османской империи было запрещено под страхом смерти. Михаил Казимир лично искал себе работников, даже посылал их учиться ремеслу в другие страны. В том числе и в персиярню галицких магнатов Потоцких в местечке Станислав (сейчас г. Ивано-Франковск, Украина), где работал в то время замечательный мастер Ян Маджарский. Его-то и переманил к себе Радзивилл. И не ошибся. При Яне Маджарском в 1760-х — 1770-х годах начался расцвет слуцкой мануфактуры. Созданный им тип пояса получил название «слуцкий пояс» и стал синонимом всех длинных шёлковых поясов, даже если их ткали в Гродно или Лионе.

Слуцкие пояса изготавливались из тончайших шёлковых нитей, серебряного или золотого цветов.
Слуцкий пояс Длина пояса достигала от 2 до 4,5 метров, а ширина от 30 до 50 см. Пояса украшались по краям — узорной каймой, а концы — пышным, преимущественно растительным орнаментом, где восточные мотивы переплетались с исконно русскими узорами. У слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. Пояса изготавливались односторонними — с обратной стороной, двухсторонние. Уровень мастерства ткачей из Слуцка был виден сразу: они могли создавать двусторонние четырёхлицевые пояса, у которых разными по цвету были не только стороны, но и половинки каждой стороны. В зависимости от того, как хозяин складывал пояс, тот мог быть повседневным, праздничным, траурным.

Обязательно к поясу с концов делали бахрому – это дань белорусским традиционным поясам. Наиболее ценными считались так называемые литые пояса, вытканные с добавлением золотых или серебряных ниток. Слуцкие пояса повязывались сверху кунтуша — мужской верхней одежды, к поясу крепилось оружие. Технологически слуцкие пояса выполнялись очень грамотно и точно. Орнаменты и рисунки их были разнообразные и утончённые. Их производство также было организовано и на московских и лионских фабриках. В Москве существовало около 20 шёлкоткаческих производств. На территории современной Польши наиболее известные персиарни находились в Кобылках и Липкове под Варшавой. Несколько производств находились в Кракове и Гданьске. Эти фабрики находились под большим влиянием Слуцкой мануфактуры.

Слуцкая мануфактура существовала до 1848 года. После третьего раздела Речи Посполитой и восстания 1831 года на территориях вошедших в состав Российской империи было запрещено носить слуцкие пояса, меняются тенденции моды. Под влиянием этих факторов изменяется характер производства — начинается выпуск тканей для церковных нужд. Во второй половине XIX — начале XX века слуцкие пояса становятся предметом коллекционирования. Их собирают музеи и частные лица. Пояса стали изучаться как изделия художественного ткачества. Технологии ткачества, которые использовались при производстве слуцких поясов, ныне утеряны.

Слуцкие пояса – уникальное явление национальной художественной культуры. Благодаря вкладу белорусских мастеров в историю западноевропейского декоративно-прикладного искусства, их развитому художественному вкусу и природному чувству цвета, слуцкие пояса с композиционной гармонией и своеобразной изысканной орнаментикой являются одним из высочайших достижений мировой художественной культуры.

Слуцкий пояс (XVIII век)
Слуцкий пояс. XVIII век.

Слуцкий пояс (2-я половина XVIII в.)
Слуцкий пояс.
2-я половина XVIII в.

Слуцкий пояс
Слуцкий пояс.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.