Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Рождественская стихира

Иллюстрация стихиры праздника Рождества ХристоваРождественская стихира — композиция, сложившаяся в византийском искусстве в XII—ХШ вв. и получившая распространение в период Палеологовского Ренессанса (1261-1453). Отражает содержание стихиры (греч. sticheron — «строки») — торжественного песнопения или чтения на текст псалма, который поют на вечерне в праздник Рождества Христова.

Текст Рождественской стихиры приписывают Иоанну Дамаскину (680-749). Текст начинается фразой: «Что ти принесем, Христе». В период Палеологовского Ренессанса расширялся круг тем и сюжетов в искусстве мозаики, фрески, иконописи. Появлялась потребность в иллюстрации новых литературных текстов — проповедей Отцов Церкви, написанных по случаю великих праздников, литургических песнопений и толкований Священного писания.

В конце ХШ в. была создана совершенно новая композиция, точно История праздника Рождества Пресвятой Богородицы иллюстрировавшая текст стихиры. В нартексе церкви Богоматери Перивлепты в Охриде, над входом, ведущим в наос, в1294-1295 гг. написана фреска «Рождественская стихира». В центре симметричной композиции изображена Богоматерь, восседающая на троне, с благословляющим Младенцем Христом у Неё на коленях. Вокруг, согласно тексту стихиры, показаны летящие Ангелы, звезды; мудрецы и пастухи несут дары. Все славят Христа за то, что Он явился на земле в образе человека.

По сторонам от трона — две аллегорические женские фигуры: Земля подносит Христу пещеру Рождества; Пустыня держит в руках ясли. Слова стихиры, относящиеся к отдельным фигурам и группам, написаны рядом с ними. Аналогичные композиции встречаются в искусстве XIV—XVII вв. в Сербии, Болгарии, на Афоне.

В нижней части композиции, в зависимости от обстоятельств, помещают изображения царей, епископов, монахов и мирян, иногда — певчих или Иоанна Дамаскина, автора стихиры, местных святых, ктиторов монастыря или церкви. Традиция изображения авторов литературных произведений восходит к миниатюрам рукописных книг — иллюминированных манускриптов раннего Средневековья и раннехрис-тианского искусства.


Праздничные стихиры Рождества Христова
Праздничные стихиры
рождества Христова.

Стихиры и каноны на праздник Рождества
Стихиры и каноны
на праздник Рождества.

Стихира на литии в праздник Рождества Христова
Стихира на литии
в праздник Рождества Христова.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.