Сфумато
(от итал. sfumato — затушёванный, буквально – развеявшийся словно дым)
Приём в живописи Возрождения, который обозначает смягчение контуров изображаемых фигур, предметов, а также в целом светотеневой моделировки, которое даёт возможность изобразить обволакивающий их воздух. Представляет собой важнейшее средство ренессансной пластической нюансировки, едва уловимую дымку, окутывающую лицо и фигуру, смягчающую контуры и тени.
Наложенные в манере сфумато цвета как бы растворяются друг в друге, не образуя четких границ и производя эффект туманной дымки. Приём сфумато, как самая важная составляющая воздушной перспективы, был изобретён и теоретически обоснован Леонардо да Винчи; он продемонстрировал блестящие возможности тонких градаций света и тени в своей знаменитой картине Мона Лиза (Джоконда).
![Мадонна в гроте (Л. да Винчи)](http://www.maxvoloshin.ru/cms.ashx?req=Image&imageid=646ac732-5ddf-45de-87ee-0192eab25d11) Мадонна в гроте. Л. да Винчи.
|
![Фотография с эффектом сфумато](http://www.maxvoloshin.ru/cms.ashx?req=Image&imageid=82f32a77-fb9a-462c-b9d3-867e4940617a) Фотография с эффектом сфумато.
|
![Джоконда (Л. да Винчи, фрагмент)](http://www.maxvoloshin.ru/cms.ashx?req=Image&imageid=d9ea40cc-4360-42b1-8a58-67b94bb7a473) Джоконда. Л. да Винчи. Фрагмент.
|