Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"


 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Рай (картина)

Якопо Тинторетто -левая часть «Рай» (итал. «II Paradiso») — самая большая картина в мире, написанная на холсте (7 х 22 м) семидесятилетним Якопо Тинторетто (1518—1594) с учениками в 1579— 1592 гг. для торцовой стены зала Большого Совета Дворца дожей в Венеции. С 1548 г. Тинторетто был официальным живописцем Венецианской республики, сменив в этой должности Тициана. Над украшением зала работали лучшие художники венецианской школы.

Тинторетто удалось создать удивительное изобразительное пространство, пронизанное небесным сиянием, в двух планах— первом, ближе к зрителю, более материальном, и дальнем, голубоватом, пронизанном золотистыми лучами. Вместе с этим пространство пульсирует и как бы кругами расходится от сияющего центра. Архитектоника более ясно просматривается в эскизе, хранящемся в парижском Лувре. Свой вариант композиции (менее интересный с пространственной точки зрения) разработал Франческо Бассано (хранится в петербургском Эрмитаже). У Тинторетто передние фигуры картины трактованы материально (они отбрасывают тени друг на друга), ангелы пребывают в сиянии золотистого света. Исследователи находят соответствие этой небесной живописи стихотворным образам Данте в «Божественной комедии».

Есть горний свет, в котором божество
Является очам того творенья,
Чей мир единый — созерцать его;
Он образует круг...
Его обличье луч ему дает,
Верх озаряя тверди первобежной...
Якопо Тинторетто -правая частьСветило, какова же ширина
Всей этой розы, как она раскрылась?..
(«Рай», XXX, 100-117)

И далее, в следующей песне «Рая»:

Так белой розой, чей венец раскрылся,
Являлась мне святая рать высот,
С которой агнец кровью обручился...
Как войско пчел, которое слетает к цветам и возвращается потом...
Их лица были из огня живого,
Их крылья — золотые, а наряд
Так бел, что снега не найти такого...
(«Рай», XXXI, 1-15)

Весьма вероятно, что живописец непосредственно вдохновлялся строками Данте.

Поразительно, что при столь сложной композиции и огромном количестве персонажей престарелому мастеру удалось добиться мощи и целост­ности изобразительного пространства.


Якопо Тинторетто -верхняя левая часть
Рай - Paradise.
Верхняя левая часть.

Якопо Тинторетто, Рай - Paradise
Якопо Тинторетто, Рай - Paradise.

Якопо Тинторетто -верхняя правая часть
Рай - Paradise.
Верхняя правая часть.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.