Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > О творчестве > Проза > Дневники > Дневник Дома Поэта 1932 г.


 

Дневник Дома Поэта 1932 г.




 

33. 5/IV 1932 г.

          В доме, как я и ожидал, все было благополучно. И Татида только удивлялась моей уверенности: "Но откуда ты знал? Знаешь, ведь это удивительно. И ты нисколько не сомневался?"
          В момент моего приезда я застал у себя в доме обыск. Какой-то очень грубый комендант города - молодой, усатый, бравый, жандармовского типа, по фамилии, кажется, Грудачев1. Он уже отобрал себе мой левоциклет, на который уже давно метили местные велосипедисты. Но левоциклет был изогнут. Он стоял внизу под лестницей, и на него обычно падали всем телом: раз жена Кедрова, раз кухарка, а в Феодосии его нельзя было исправить, т.к. редкость его конструкции была так любопытна, что каждый велосипедный мастер начинал его прежде всего разбирать, а потом не умел собрать его без моих указаний. А для меня лично возиться с велосипедом было нож вострый, так что я в этот момент не очень стоял за него. Поэтому я не очень стоял за него и своих бумаг поэтому не показал. Напротив, когда заметил, что Грудачев остановился на сложном гимнастическом аппарате Сандова, то я ему предложил его взять на память, расхваливая его действия. Эта тактика очень поразила Татиду и Пра.
          Через несколько дней мы отправились с Татидой в Феодосию. В сущности, я совсем не собирался ее брать в город. Я хотел все сам сперва устроить, а потом ее вызвать. Но она обнаружила немалое упорство, и мы отправились вместе. Я остановился у Богаевских. Когда я сказал, что у меня нет в городе никакого угла, он ответил: "Да поселяйся у нас во дворе: Дурантовский дом совершенно пустой. Только не забудь, что по вечерам нельзя никакого света зажигать".
          Мы с Татидой поселились в двух смежных комнатах и пребывали там по вечерам, поставив затененную лампу под стол, чтобы не сквозило в ставни ни одного скользящего луча. Вообще это запрещение зажигать свет в комнатах - английский флот стоял на виду против Дальних Камышей - создавало в городе панику.
          В дома, где замечали огонь, врывались ночью солдаты, производили скандалы, иногда избиения... Рассказывали, что Величко был избит в порту, когда зажег зажигалку, чтобы закурить.
          На следующий день мы с Константином Федоровичем пошли в Отдел Искусства, которым заведовали И. А. Маркс и Вересаев2. Заведовали очень хорошо. Во всем был порядок, субординация и нормальные формы парламентаризма. Помещение было в одном из домов Крыма на набережной, где потом была санатория. Большевики в этот (второй) свой приход в Крым держали себя по-военному, по граждански очень корректно. Сравнительно с добровольцами, которые перед отходом расстреляли всех заключенных в тюрьмах без разбора.
          Особенно в это время отличился сводно-гвардейский отряд. Советские же войска отличались выдержкой, лояльностью и на этот раз классовых врагов не истребляли. Правда, "контрибуция" шла, но это все было жестоко по бесправию.
          Белые, отступая, остановились, укрепясь в Керчи, под защитой английского флота.
          В Керчи (о ней мы пока знали очень мало) шла своя история: усмирение восстания в каменоломнях. Тогда было повешено 3 тысячи человек на бульварах и на улицах. Но свидетелем этих зверств мне пришлось стать только месяц спустя.
          Пока же я примкнул, или, вернее, сделал попытку примкнуть, к Отделу Искусства. Но это мне не удалось. Выяснилось, что в Феодосии уже в Отделе Искусства работает Касторский3 - певец, которого я давно знал по Парижу, как члена вокального квартета Кедровых. Я ему предложил полюбовно поделить между нами искусство: ему оставить театр, а мне взять изобразительные искусства. Но Касторский не был доволен этим разделением власти. Я получил как-то приглашение в Исполком. Он помещался в спальне Лампси. Я имел счастье познакомиться с Искандером и т. Ракком, которые были грозой тогдашних дней4, как главные "реквизирующие".
          Искандер начал разговор о моей статье - "Вся власть патриарху"5, которая ему как-то попалась в руки, и спросил меня, продолжаю ли я думать так же? Я почувствовал подвох и ответил: "Нет, - тогда был такой момент, и я это думал в связи с господством белых на юге России и в связи с историческими традициями Древней Руси, на которые в то время было принято ссылаться. А статья, в сущности, была направлена против генералов, как Деникин и Колчак, которые очень настаивали на законности своих прав. Она и была в этом смысле в свое время понята моими читателями". Через несколько дней Касторский торжествующий явился в Отдел Искусства с телеграммой из Одессы: "Назначение Волошина рассматривать как недоразумение". Представляю, что про меня писалось и результатом каких сплетен явилась эта краткая формула.
          Остальное время в Феодосии провел в текущих делах и стал собираться в Коктебель, когда узнал, что туда проехал мой евпаторийский командарм - Кожевников. Но мы их уже не застали, а встретились на шоссе около Насыпкоя6, уезжающими. А мама рассказывала, что они приехали нежданно-негаданно и очень ждали меня. Затем прошло еще несколько дней, пришел белый десант7. Помню, что накануне рассказывали, что к берегу подходил белый миноносец. Поймали какого-то молодого человека и передали ему письмо. Письмо для кого и откуда - никто не знал, потому что юношу сейчас же арестовали. Вечером я сидел у себя наверху в мастерской и услышал внизу солдатские голоса, упрекающие маму, что она держит огонь открытым на море, и протестующий мамин голос: "Да вода была чистая. Я просто в темноте не видела, есть ли кто внизу".
          Она кого-то облила, выливая помои с балкона. На следующий день я проснулся рано, потому что собирался в Юнговскую экономию перевезти к себе книги, т.к. давно уже уговаривал Сашу8 перевезти их ко мне, чтобы спасти от реквизиции.
          Но прежде, чем я дождался лошадей, с моря раздался выстрел: белые пришли и обстреливали берег. Кроме Добровольческого крейсера было еще 2 малых английских миноносца, которые обстреливали берег, и дощатая баржа с чеченцами. Баржа подошла к берегу за Павловыми. На холме за их домом силуэтились пушки и бегали люди.
          Коктебель был никак не защищен, но 6 человек кордонной стражи из 6 винтовок обстреляли английский флот. Это было совсем бессмысленно и неожиданно. Крейсер сейчас же ответил тяжелым снарядом. Он был направлен в домик Синопли9, из-за которого стреляли. "Бубны" разлетелись в осколки.
          Осмотрев все крутом, я понял, что делать нечего, бежать некуда, прятаться негде. И будет привлекать внимание обстреливающих только какая-нибудь тревога в их поле зрения. Поэтому я попросил не делать никаких движений, видимых снаружи: не запирать ни дверей, ни ставень, ни окон. Кроме своих, т.е. меня, мамы и Татиды, в доме был только один пожилой инженер, друг сестры Н.И. Бутковской10, приехавший, чтобы дождаться прихода белых в Крыму Словом, все, кто был, ждали именно этого события. Я же, все устроив, сел за обычную литературную работу, продолжая переводить де Ренье - перевод, которым я занимался весь путь из Одессы. Мне как раз надо было перевести стихотворение "Пленный принц". Меня очень пленял его размер, и у меня была идея, как передать его по-русски. Но стих все не давался, было трудно. А здесь (просто ли я был возбужден и взволнован?) мне он дался необычайно легко и быстро, так что у меня стихотворение было уже написано, когда мне сказали, что внизу меня спрашивают офицеры. Я их просил подняться ко мне наверх в кабинет.
          - Ну как Вам жилось при советской власти?
          - Неужели мы Вас обстреляли?
          - Вот, - я показал тетрадь с необсохшими еще чернилами, - вот моя работа во время бомбардировки. А жертва обстрела, кажется, только одна: пятидневный котенок, который убит, один из шести братьев, которые сосали мать во время обстрела.
          Так 12 пудов стали и свинца понадобилось, чтобы убить это малое существо.


1Грудачев Петр Александрович (1893--1978) -- матрос, в 1919 году -- комендант Феодосии.
2Вересаев Викентий Викентьевич (наст. фамилия -- Смидович, 1867--1945) -- врач, писатель. Оставил воспоминания о Волошине.
3Касторский Владимир Иванович (1871--1948) -- певец-бас.
4Искандер А.-- член президиума Феодосийского ревкома. Убит в июле 1919 года. Ракк (Закаминский) Евгений Наумович -- председатель Феодосийского ревкома.
5Статья Волошина "Вся власть патриарху" была напечатана в газете "Таврический голос" (Симферополь) 22 декабря 1918 года. Волошин писал: "В жизни народов есть смутная эпоха, когда они погружаются в периоды государственного сна и хаоса и выходят из них, повторяя вкратце основные творческие моменты своей прошлой истории. Так было в эпоху Смутного времени, таково же положение России и теперь. Мы проходим сквозь все разрушительные стихии русской истории -- Разинщину, Пугачевщину, к которым мы сами присоединили, как новый знак, "Азефщину". А в ближайшем будущем нам предстоит еще пройти сквозь "Самозванщину" ... И снова для нас должна повториться эпоха Михайловского собирания русских земель. И нет сомнения, что при этом проявятся старые зиждительные силы Русской Истории. Силы, объединявшие русскую землю вокруг Москвы, были не только в московском скопидомстве "Золотого мешка" Калиты, но и в морально-духовной силе, которая шла от св. Сергия Радонежского, из Троицкой Лавры, из деятельности Московских Митрополитов и Патриархов. Не случайно русская Церковь в тот самый момент, когда довершался разгром Русского государства, была возглавлена Патриархом. Не случайно большинство Собора, бывшее против Патриарха, тем не менее установило его интуитивно, повинуясь скрытому гению Русской истории. При разделе русского государства Патриарх, естественно, становится духовным главой России. Как в то время, когда насущной исторической задачей момента разрушения России, проводимое последовательно и неуклонно гениальным планом германского Генерального Штаба, лозунг момента был прекрасно сформулирован Лениным в его книге "Вся власть -- Советам!", так и теперь, когда дело идет о единой России, лозунгом (настоящего момента) должна стать формула "Вся власть -- Патриарху". ... Это вполне согласуется с исторической ролью Патриарха, который всегда принимал на себя временный распорядок светскими делами в эпохи смут и междуцарствий. Так же исторически неизбежно, что Патриарх созывает на "Учредительное Собрание", которое не может быть ничем иным, как совокупностью тех же самых безнадежно скомпрометированных политических лидеров, только в новых числовых соотношениях, и "Земский Собор", избранный не по партийным спискам, а по индивидуальностям, базируясь на доверии народа, к отдельным лицам, характерам и именам. Такой путь образования центральной российской власти неизбежно постулируется из всех прецедентов российской истории, если только дело идет о действительном возрождении единой России, а не об углублении ее развала".
6Насыпной -- ныне Насыпное (между Феодосией и Симферополем).
7Белый десант был высажен 18 июня.
8Саша -- Александр Эдуардович Юнге (см. с. 466).
9Синопли Александр Георгиевич -- грек, владелец кафе "Бубны".
10Бутковская Наталья Ильинична (1878--1948) -- петербургская издательница, вторая жена художника А. К. Шервашидзе.


Максимилиан Волошин. Пейзаж.

Акварель Максимилиана Волошина.

Акварель Максимилиана Волошина.


34. 6/IV 1932 г.

Через несколько времени я увидел группу деревенских большевиков и среди них Гаврилу Стамова, вылезших робко из-за забора на пляж и размахивавших чем-то белым. Я подошел к Гавриле и спросил: "Что вы делаете?" - Да вот желательно с белыми в переговоры вступить. - А что вы от них хотите?...

35. 7/IV 1932 г.

Мне легко удалось устроить себе проезд в Керчь. Я встретил, выходя из"Астории" Александра Александровича Новинского, моего приятеля - начальника порта,который только что вернулся из эмиграции и сам ехал куда-то назад на Кавказское побережье. От него я узнал, что завтра в полдень идет из Феодосии поезд, с которым повезут Маркса в...

36. 8/IV 1932 г.

В этот момент меня окликнул часовой: "Ваш пропуск!" - Я приезжий, я только что с вокзала. - Вы арестованы. Идите за мной. Мне было решительно все равно, каким путем идти навстречу судьбе. Мы вошли в соседнее здание - к коменданту города. В большой полутемной комнате сидело в разных углах несколько...






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.