Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Переписка > Переписка М.А. Волошина и Б.В. Савинкова


 

Переписка М.А. Волошина и Б.В. Савинкова




 

5. 9.IX. 1915. Ницца. - Б. Савинков - М. Волошину

           Дорогой Максимилиан Александрович, спасибо за стихи и за память. Мне в особенности понравилось "Богаевскому"1. "Аполлиона" Гаккебуш не напечатал до сих пор2. "Биржевые> Ведомости>" я здесь не сохранял (статей Ваших было напечатано мало - всего-навсего не больше пяти), но в Париже у меня есть еще один экземпляр, и я вырежу Ваши статьи и сохраню.
           Не писал я Вам единственно потому, что все время мне было так отвратительно трудно ("Речь" не печатает и не плотит), что писать значило жаловаться, а у Вас и своих бед, наверное, довольно.
           Если не случится ничего неожиданно скверного, то уеду (наконец-то!) в Париж в понедельник либо во вторник. Когда Вы будете в Париже?
           С Вашими письмами я не согласен. Но почему Вы думаете, что затронули незатрагиваемые вопросы? Я Вас люблю, а значит, Вы можете касаться почти всего в моей жизни. О волонтерстве сейчас мне думать, к несчастию, не приходится: надо думать о хлебе насущном. Я и думаю о нем. Только о нем. Ах, зачем я не Гаккебуш!
           От Марии> Брониславовны> получил открытку из Испании. Очень грустную. Эренбург в Eze. Я ему писал, звал к себе. Не едет. Tant pis {Тем хуже (франц.).}.
           Здесь мой сын, моя семья, солнце, море и пахнет цветами, когда утром раскроешь ставни. Но как трудно здесь жить. Кругом голодные и убогие. Я слушаю про политику, про стратегию, про амнистию, про местные сплетни и спрашиваю себя: почему люди не умеют беречь чужих ушей? Слава Богу, что, по крайней мере, никто не говорит про искусство. Какая скучная, жалкая и страшная жизнь...
           Еще раз - зачем я не Гаккебуш?
           В Париже буду на 10 rue Lalo, по крайней мере до 1 октября>.
           С 1 октября> четыре дороги:
           1. Вернусь в Ниццу (значит, погиб).
           2. Уеду в Италию (значит, продался какому-нибудь lone писать статьи с итальянского> фронта).
           3. Останусь в Париже (значит, нет ничего, но есть надежды).
           4. Поступлю в добровольцы (значит, всё хорошо).
           Несмотря на весь мой "американизм", чувствую, что устал. Устал мотаться. Проклятые Гаккебуши!

           Душевно Ваш В. Ропшин.

           Что Бальмонт?


1Стихотворение Волошина, окончательно названное "Другу". Написано 23 августа 1915 г. в Биаррице.
2Стихотворение "Аполлион", написанное в Париже 23 апреля 1915 г., в "Биржевых ведомостях" напечатано не было.


Рисунок М.А. Волошина

Рисунок М.А. Волошина

Павел Павлович фон Теш (1842-1908), врач, близкий друг матери Волошина, приобретший для нее землю в Коктебеле весной 1893 г


6. 29.IX. 1915. Париж. - Б. Савинков - М. Волошину

Я все еще на распутье - тону и не могу ни выплыть, ни утонуть. ВQuartier Latin бываю не часто: занят и вдруг стала противна Ротонда, скопотью, дымом, Сильвиямии пьяными харями. Хожу только из-за Марии Брониславовны и Эренбурга. Он ругает меня нещадно за статьи, взвивается, закипает идоказывает, что я "шовинист". Она все...

7. 1915. Париж. - Б. Савинков - М. Волошину

Мои дела так плохи, что я, вероятно, утону и вернусь в Ниццу - влачиться до окончания войны. В Ротонде я бываю редко (пойду сегодня). Мария Брониславовна необыкновенно сердита, и когда ее видишь, кажется, что ее подменили. С Эренбургом я "поссориться" не могу. То, что он ругает мои статьи, вполне естественно и законно, а то, что он быстр и горяч вообще - еще естественнее и...

8. 13.Х.1915. Париж. - Б. Савинков - М. Волошину

Дорогой Максимилиан Александрович, посылаю Вам пока 2 Ваши статьи (остальные у меня в ворохе проклятых "Биржевых Ведомостей"). Даты по старому стилю. В Ротонде и скучно, и трудно. Мария Брониславовна так вспыльчива, резка и нетерпима, что невозможно говорить ни о чем: каждую минуту "Бульон вскипает и течет...






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.