Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > О творчестве > Проза > Дневники > Дневник Дома Поэта 1932 г.


 

Дневник Дома Поэта 1932 г.




 

5. 5/III 1932 г.

          Ек. Фед. Юнге жила в то время в Зачатьевском переулке, и окно ее выходило на задворки Румянцевского музея. Из окон большой светлой комнаты; служившей ей мастерской, был виден сзади силуэт прекрасного многострунного здания Пашкова дома. А кругом в ее комнате стояло много ее этюдов крымских роз, написанных в звонких и светлых тонах. Осенние крымские розы были любимые цветы Екатерины Федоровны. И когда осенью оказывалась возможность, она всегда уезжала в Ялту делать этюды роз. В те годы в ее живописи уже отсутствовал темноватый и строгий кондиционный рисунок, который в те годы меня, уже пресыщенного импрессионизмом, пленял в ее ранних этюдах.
          Екатерина Федоровна была для меня не первым знакомством художественной Москвы. Другим, более ранним знакомством была семья художника Досекина. С Досекиным мы встретились перед отъездом в Коктебель. И непосредственно перед Коктебелем мне пришлось прожить с Досекиными месяца 3 на одной квартире. Срок нашего отъезда в Коктебель еще не был фиксирован, и моя мать должна была кому-нибудь передать нашу квартиру. В эти дни она случайно встретилась на улице с Марией Петровной Досекиной1, которую она знала с детских лет, как воспитанницу их киевских знакомых Андриевичей. Теперь она была замужем за харьковским художником Досекиным, и наша квартира, в которой они поселились до нашего отъезда, была станцией во время перелетов художников осенью по дороге в Петербург, в Академию, и весной, обратно в Харьков.
          Досекин в то время очень увлекался поэзией Фета2, который года полтора до этого умер. Досекин был хорошо знаком с Владимиром Соловьевым - и я у него встречал кой-кого из московских журналистов, близких "Московским ведомостям" и кругам Константина Леонтьева3. Так, например, я вспоминаю фигуру небезызвестного в то время Говорухи-Отрока4. У Досекина в то время гостил его брат, очень талантливый художник5, рано умерший. По вечерам шли бесконечные разговоры и чтенье "Вечерних огней" Фета.
          Для меня, выросшего исключительно в средних кругах либеральной интеллигенции, все эти разговоры и суждения художников были новостью и решительным сдвигом всего миросозерцания. Помню, как в мой рождественский приезд в Москву 1896 г., когда я познакомился с Ек. Ф. Юнге, я встретился у Досекина с молодым человеком, с тонкими усиками и курчавой бородкой, который рассказывал о своем путешествии на север России (Олонецская губерния), и с увлечением и очень пластично рассказывал о готовящейся постановке оперы Римского-Корсакова "Садко". И так хорошо рассказывал, что я был потрясен ее музыкой. Это был молодой Константин Коровин.
          Тогда же, у Досекина, я встретился в первый раз с Анатолием Кореневым6, который впоследствии, много лет спустя, познакомил меня в Париже со своим бофрером (шурин, деверь, свояк. Beau-frere (франц.)) С. Ив. Щукиным7. Но об этой встрече буду говорить позже, когда буду говорить о Париже.
          В те годы Екатерина Федоровна попадала в Коктебель довольно редко. В первый раз она приехала на более долгий срок во время смертельной болезни своего мужа. Это были годы, когда я уже жил в Париже и всего, о чем я буду рассказывать, я свидетелем не был. Вскоре после смерти Эдуарда Андр. Юнге сюда приехал смертельно больной его старший сын Владимир8, который умирал долго и мучительно от саркомы. Во время его похорон лошадь сбросила моего товарища-сверстника Сергея Юнге - и у него, очевидно, случилось сотрясение мозга, но из окружающих этого никто не заметил, потому что он вообще в тот период говорил несвязно, благодаря алкоголизму. И его смерть через неделю после похорон брата была трагична для близких своей скоропостижностью.


1Досекин Николай Васильевич (1863 - 1935) - пейзажист.
2А. А. Фет умер 21 ноября 1892 года.
3Леонтьев Константин Николаевич (1831 - 1891) - писатель.
4Говоруха-Отрок Юрий Николаевич (1850-е - 1896) - журналист и критик.
5Досекин Сергей Васильевич (1868 - ок. 1916).
6Коренев Анатолий Григорьевич (? - 1943) - художник, директор Ялтинского художественного музея (1921-1927) и Севастопольской картинной галереи (1927-1939).
7Щукин Сергей Иванович (1854 - 1937) - собиратель живописи.
8Юнге Владимир Эдуардович (1864 - 1902) - технолог. Умер в сентябре 1902 года.


Рисунок М.А. Волошина

рисунок М.А. Волошина

Рисунок М.А. Волошина


6. 6/III 1932 г.

Московский период гимназии был для меня периодом глубокой душевной тоски. А последние годы (начало 90-х годов) он еще обострился тоскою по югу. Я Крым знал и помнил очень хорошо. Ранние годы детства - Севастополь, позже Ялта, куда мы с мамой иногда приезжали на осень. Но эти возможности окончились еще за...

7. 7/III 1932 г.

В этот же день пришел наш хороший московский знакомый Павел Павлович Теш, который приехал в Коктебель раньше нас и указал моей матери навозможность здесь купить участок земли, которую Юнге в это время началпродавать. С ним мы пошли на базар и, столкнувшись с одним изкоктебельских крестьян-болгар, на...

8. 8/III 1932 г.

Через много лет я понял истину, что при первом впечатлении бросаются в глаза заранее известные "общие места". Поэтому я искал в Коктебеле "общих мест" юга, а их тут необычайно мало. Первое лето я видел только скупость и скудость природы и...






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.