Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > О творчестве > Проза > Дневники > Дневник. 1901-1903 г


 

Дневник. 1901-1903 г




 

3. Ajaccio*. 3 июля.

          Всегда тишина. Чуть шевелится что-то человеческое. Вся гора точно старая зацветшая медь. Я люблю эти белесоватые тона светлее неба. И море смеется сквозь ветви. Солнце целует крепко и горячо, а в тени ветер.
          Море ласковое, как маленькая девочка. Ласковая краска и ласковый ветер. Переливаются густые и горячие струйки ароматов. Сухие пахучие травы, поседевшие от свету. Даже камни пахнут. Старые камни, разрисованные сухим мхом. Точно остатки византийской иконописи 1. Желтые, красные, черные круги... Иду выше.
          Там сосны. Морские южные сосны с седыми лучами вместо игл. В воздухе тяжело и жарко от их запаха. И сухие, горячие оранжевые кустарники около дороги. И вдруг внизу сразу заширеет море и все утихнет. Заиграют красные крыши домов.
          По горам тянется длинное облако. И они с неудовольствием вытягивают свои верхушки, чтобы взглянуть на залив.
          После обеда идем по берегу 2 за солнцем. И солнце течет под шляпу прямо в глаза жидкими струями золота. Я щурюсь, делаю гримасы и чихаю.
          Хочется проглянуть сквозь золотой полог, но гор не видно за ним.
          Кактус цветет. Цветы красные и желтые. Безобразные как кораллы. И запах едкий, уродливый, солнечный,
          И вот отлогий песчаный берег.
          Горы из бледного золота и фиалок 3. Берег розовый и голубой. И малиновые травы. Волны синие в изломе и потом как тело, и в них тоже золото.
          И когда солнце нырнуло — все точно покрыто вуалью. И пепельно-голубой вечер — как тихая печаль.
          И я иду купаться в матовых волнах. А внизу все прозрачно и камни светятся из-под воды.
          Я встряхиваю мокрые волосы, так что они мне падают на глаза, надуваю щеки и чувствую, что я тритон.
          И потом я иду по золотисто-розовой дороге в пепельное пространство.
          И в воздухе еще тянутся теплые струйки ароматов. Точно пахнет солнечными лучами.
          И потом, когда уже ночь, я все еще натыкаюсь на эти нити горячего запаха.
          Ночь.
          Огоньки, как золото в синем. И залив дрожит от радости.
          Оливы творят вечернюю молитву. Кипарисы вздыхают над могилами.
          Лай собак и шум города звучит сквозь тишину как далекая музыка.
          И иногда вдох волны покрывает собою все.
          В кабачке у моря черные фигуры на красном.
          Песок под ногами и в башмаках. Камни.
          По темной лестнице мы подымаемся ощупью, и вот я опять на чердаке со своими книгами, бумагой и чернилом.


* Ajaccio (Аяччо) — главный город и порт острова Корсика (департамент Франции), родина Наполеона I.
1 Точно остатки византийской иконописи — ср. стихотворение Волошина 1909 г. “Дубы нерослые подъемлют облак крон...”.
2 Идем по берегу... — с А. Косоротовым, с которым Волошин путешествовал.
3 Горы из бледного золота и фиалок — ср. стихотворение Волошина “Портрет” (1903).


Художник Петр Николаевич Троянский (x-1923)

К.Д. Бальмонт и В.Я. Брюсов

К.Ф. Богаевский


4. 5 июля. Аяччио*.

Я чувствую себя безусловно счастливым человеком. Но я до сих пор не жил жизнью чувства. Я был наблюдателем. Жизнь была музеем или сценой. Я чувствую, что наступает пора выступить на сцену. Верно, я и при этом останусь наблюдателем. Мне надо рассмотреть личные чувства актера...

5. 15 июля. Аяччио*.

Вчера случайно с мыслью: “А ну-ка, что откроется?” — я развернул Ницше. И то, что я прочел, с первых же шагов поразило меня, как мой собственный портрет. “Человек с объективным умом не более как зеркало...

6. 25 июля. Неаполь.

Это я написал третьего дня, сидя на площади Plebescito в кафе. Это отголосок разговора с А. В. Гольштейн в вечер ее возвращения из Савойи...






Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.