|
|
| |
| Г. Шенгели. Киммерийские Афины.
|
|
1-2
I
В бронзовых смуглых горах, которыми разбежался по направлению к Феодосии крымский хребет, распласталась горсточка белых дач: Коктебель. “Киммериан печальная область”: сожженные, все в щебне и выветренных сланцах долины, костистые пики и цирки северных возвышенностей; изгрызанный вулканический массив Карадага, лесистый глобус Святой горы и напряженный гигантский трехгранник Сюрю с юга — точно клочок лунной поверхности, упавший на землю. Геометрия и зной. И ветры с северо-востока, из Средней Азии, из Туранских пустынь. Если пейзаж Малороссии — идиллия, и эклога — пейзаж средней, дворянской России, то коктебельские излоги и лукоморья — героическая поэма. Тысячелетнее борение космических сил здесь вылилось наружу, оцепенело в напряженном равновесье. И припасть к разверстым недрам трагической земли так же отрадно, как омыться гекзаметрами Гомера и сгореть вместе с градом копьеносца Приама *(Имеется в виду Троя). И Коктебель, как магнитные горы аравийских преданий, влечет к себе художников: мрамора, кисти, слова. В изломах окрестных хребтов покоятся профили: Жуковского, Пушкина, Северянина, Волошина, Гомера, Шиллера. И сами улицы поселки окрещены: “улица Тургенева”, “улица Чехова”. И белые домики принадлежат: Григорию Петрову, Максиму Горькому1, поэтессе Аллегро — П. С. Соловьевой, сестре Владимира Соловьева, Максимилиану Волошину. И каждое лето полны эти домики: Алексей Толстой, Мандельштам, Ходасевич, Городецкий, Ширвашидзе, Богаевский, Евреинов, Шаляпин, Гиппиус, Герцык, Гумилев, Парнок — все побывали тут2. Коктебель — республика. Со своими нравами, обычая ми и костюмами, с полной свободой, покоящейся на “естественном праве”, со своими патрициями — художниками и плебеями — “нормальными дачниками”. И признанный архонт этой республики — Максимилиан Волошин. Хорошо в его скромном дворце. Вы поднимаетесь по легкой деревянной лестнице, где Вас дружелюбно облаивает лохматый Аладин, и входите в башню-“мастерскую”. Хоры вокруг стен, многоэтажная библиотека, пестрые драпировки вперемежку с акварелями и японскими эстампами, в глубокой нише-“каюте” — гипсовая голова царевны Таиах, на многочисленных полках — кисти и краски, куски базальта и фантастические корневища, выбрасываемые морем. Никого. — Сюда, — раздается сверху голос. Преодолеваете внутреннюю лестницу и входите в кабинет. Гипсовые Пушкин и Гоголь, маски Гомера, Петра, Достоевского, Толстого. Химеры с Нотр-Дам. И вновь книги. С уютной софы (их множество) подымается невысокий грузный человек. Темно-рыжие поседелые волосы, сдержанные ремешком, синий античный хитон, сандалии. Внимательные серые глаза. Из-под подрезанных усов — нежный женский рот: Волошин3. Начинается беседа. Внимательно выслушивая партнера, принимая все его положения, Волошин незначительными поправками доводит его до согласия с собой. И тогда — изумительный гейзер знаний, своеобразнейшие сопоставления и сближения; вырастает стройная система воззрений на мир, на человека, на искусство. Потом становится парадоксальной. И вы теряете отчетливое представление: серьезно ли говорят с вами? Из-под непроницаемой брони логики сквозит все время легкая усмешка. Защищая магизм, оккультные манипуляции, Волошин обращается к потусторонним силам, когда-то пытавшимся так или иначе вторгнуться в его жизнь, с увещеванием: — Пожалуйста, без чудес. В обществе надо себя вести прилично. И та же в глазах колышется усмешка. Он читает стихи. Читает превосходно. И чужие стихи читает лучше своих. И пламенно восторгается ими. Чтение перемежается рассказами о поэтах. Серьезными и шутливыми. — Присылает мне И. Эренбург книгу стихов. Книга неправильно сброшюрована: обложка вверх ногами. Я сначала вознегодовал, сочтя это намеренным. Потом понял. Приходит ко мне сестра поэта, желая поговорить о присланной книге. Я беру книгу и читаю. Она потом пишет брату: “Какой оригинал этот Волошин! Представь: держал твою книгу вверх ногами и так читал. Даже неприятно”. Вы прощаетесь. — Приходите вечером чай пить... Надо пойти. Там вас угостят... мистификацией.
Статья поэта и переводчика Георгия Аркадьевича Шенгели (1894—1956) “Киммерийские Афины” была напечатана в журнале “Парус” (Харьков, 1919. № 1). Текст дается по журнальной публикации. 1 Максим Горький не имел дачи в Коктебеле. В 1917 году он жил на даче Н. И. Манасеиной. 2 С. М. Городецкий, Ф. И. Шаляпин и 3. Н. Гиппиус в Коктебеле не бывали. 3 Ср. с этим впечатлением позднейшее стихотворение Г. Шенгели “Максимилиан Волошин” (1936):
И жил он на брегах Дуная
Не обижая никого,
Людей рассказами пленяя..
Пушкин
Огромный лоб и рыжий взрыв кудрей,
И чистое, как у слона, дыханье...
Потом — спокойный, серый-серый взор.
И маленькая, как модель, рука...
“Ну, здравствуйте, пойдемте в мастерскую” —
И лестница страдальчески скрипит
Под быстрым взбегом опытного горца,
И на ветру хитон холщовый хлещет,
И, целиком заняв дверную раму,
Он оборачивается и ждет.
Я этот миг любил перед закатом:
Весь золотым тогда казался Макс.
Себя он Зевсом рисовал охотно,
Он рассердился на меня однажды,
Когда сказал я, что в его чертах
Заметен след истории с Европой.
Он так был горд, что силуэт скалы,
Замкнувший с юга бухту голубую,
Был точным слепком с профиля его.
Вот мы сидим за маленьким столом;
Сапожничий ремень он надевает
На лоб, чтоб волосы в глаза не лезли,
Склоняется к прозрачной акварели
И водит кистью — и все та ж земля,
Надрывы скал и спектры туч и моря,
И зарева космических сияний
Ложатся на бумагу в энный раз.
Загадочное было в этой страсти
Из года в год писать одно и то же:
Все те же коктебельские пейзажи,
Но в гераклитовом движенье их.
Так можно мучиться, когда бываешь
Любовью болен к подленькой актрисе,
И хочется из тысячи обличий
Поймать, как настоящее, одно...
Пыль, склянки, сохлые пуки полыни
И чобра, кизиловые герлыги,
Гипс масок: Достоевский, Таиах,
Отломыши базальта и порфира,
Отливки темноглазой пуццоланы,
Гравюры Пиранези и Лоррена
И ровные напластованья книг. |
|
Сижу, гляжу... Сюда юнцом входил я Робеющим; сюда седым и резким Уже на “ты” с хозяином вхожу. Все обветшало, стал и он слабее, Но — как мальвазия течет беседа: От неопровержимых парадоксов Кружиться начинает голова! Вот собственной остроте он смеется, Вот плавным жестом округляет фразу: Сияя, как ребенок, — но посмотришь: Как сталь спокойны серые глаза. И кажется: не маска ли все это? Он — выдумщик: он заговор создаст, Чтоб разыграть неопытного гостя; Он юношу Вербицкою нарядит, И станет гость ухаживать за ней; Он ночью привидением придет; Он купит сотню дынь и всех заставит Головку срезав, выедать их ложкой, А после дынной корочки, шары Фонариками по саду повиснут, И вечером, со свечками внутри, Нефритово-узлисто-золотые, — Вдруг засияют слепки нежных лун... Стихи читает, и стихи такие, Что только в закопченное стекло На них глядеть, и он же, нарядясь Силеном или девочкой (брадатый!), Всех насмешит в шарадах, а вглядишься — Как сталь спокойны серые глаза. Не маска ли? Какая, к черту, маска, Когда к Деникину, сверкая гневом, Он входит и приказывает, чтобы Освобожден был из тюрьмы поэт — И слушается генерал! Когда Он заступается за Черубину И хладнокровно подставляет грудь Под снайперскую пулю Гумилева! Когда годами он — поэт, мыслитель, Знаток искусства, полиглот, историк — Питается одной капустой нищей, Чтоб коктебельский рисовать пейзаж. И он прошел — легендой и загадкой, Любимый всеми и всегда один, В своем спокойном и большом сиротстве, “Свой древний град” воспоминая втайне... Мне без него не нужен Коктебель! |
1-2 Рисунок М.А. Волошина | рисунок М.А. Волошина | Рисунок М.А. Волошина |
|
|