|
|
| |
| Л. Озеров. Максимилиан Волошин, увиденный его современниками.
|
|
1-2-3-4-5
Такие прямолинейные оценки заставляют еще раз напомнить о необходимости более отчетливого, глубокого представления о гуманистических принципах мироощущения поэта. Сейчас, на большом временном расстоянии, очевидно, что Волошин отвергал бессмысленное кровопролитие, насилие, людскую черствость и ожесточение. В наши дни стихи из циклов “Пути России”, “Усобица” и др. выглядят, по слову Александра Бенуа, откровениями. В стихах Волошина, созданных им в 1918—1922 годах, выражена надежда, что “из ненавидящей любви, из преступлений, исступлений — возникнет праведная Русь”... Обращает на себя внимание удивительной силы словосочетание “ненавидящая любовь”. Нельзя не увидеть поэтической точности в определении сознательно избранной позиции в стихотворении Волошина “Гражданская война”, в ее завершающей строфе:
Одни восстали из подполий, Из ссылок, фабрик, рудников, Отравленные темной волей И горьким дымом городов. Другие из рядов военных, Дворянских разоренных гнезд, Где проводили на погост Отцов и братьев убиенных. В одних доселе не потух Хмель незапамятных пожаров И жив степной, разгульный дух И Разиных, и Кудеяров. В других — лишенных всех корней — Тлетворный дух столицы невской: Толстой и Чехов, Достоевский — Надрыв и смута наших дней... Одни идут освобождать Москву и вновь сковать Россию, Другие, разнуздав стихию, Хотят весь мир пересоздать. В тех и в других война вдохнула Гнев, жадность, мрачный хмель разгула... А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. | Рисуя портреты современников, Волошин вместе с тем рисует автопортрет. И это надо знать читателям предлагаемой книги. Летописец, эпик, бытописатель в облике Волошина сочетается с проникновенным лириком. С большим опозданием, но очень естественно и без каких-либо потуг, при всеобщем к нему интересе входит Волошин в духовную жизнь наших современников, людей приближающегося к своему завершению XX века. Так аукается конец века, когда наследие поэта переходит в сокровищницу русской культуры, в ее классику, с началом века, когда занималась заря его творчества. Долгий путь заблуждений в отношении Волошина, надеемся, пройден и завершен. Недооценка его роли в истории нашей литературы, упрощенная трактовка его общественной позиции, стремление записать поэта в “абстрактные гуманисты” — все это не выдержало испытания временем. Наследие Максимилиана Волошина — литературное и живописное — это испытание выдержало. Оно пережило прямых и косвенных хулителей, нигилистически его отрицавших и готовивших для него полное забвение. А между тем многие творения Волошина (особенно последних десяти — пятнадцати лет его жизни) только сейчас по-настоящему глубоко прочитываются и продолжают оказывать серьезное влияние на новые генерации художников слова и кисти. Вот почему идущим поколениям так важно узнать, как жил и работал, как искал и мыслил мастер, которому посвящена лежащая перед читателем книга.
1-2-3-4-5
Рисунок М.А. Волошина | Рисунок М.А. Волошина | Рисунок М.А. Волошина |
|
|