"Максимилиан Волошин"
Подлинный талант часто бывает многогранен. Именно таким многогранным талантом был наделен Максимилиан Александрович Волошин. Всесторонне эрудированный, обладающий широким кругозором человек, замечательный поэт, высокопрофессиональный переводчик, художественный и литературный критик, Максимилиан Волошин известен и как художник с весьма незаурядным и самобытным дарованием. Благодаря своему таланту он стал одним из самых ярких представителей Серебряного века.
Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин родился 16 мая 1877 года в Киеве, предки по отцу — запорожские казаки, по матери — обрусевшие в 17-м веке немцы. В три года остался без отца, детство и отрочество прошли в Москве. В 1893-м году мать приобрела земельный участок в Коктебеле (близ Феодосии), где Волошин в 1897-м году окончил гимназию. Поступив на юридический факультет Московского университета, втянулся в революционную деятельность, за причастность к Всероссийской студенческой забастовке в феврале 1900-го года, а также за "отрицательное миросозерцание" и "склонность ко всякого рода агитациям" был отстранен от занятий. Во избежание иных последствий, отправился осенью 1900-го года рабочим на строительство Ташкентско-Оренбургской железной дороги. Этот период Волошин называл позднее "решающим моментом в моей духовной жизни. Здесь я почувствовал Азию, Восток, древность, относительность европейской культуры".
Тем не менее именно активное приобщение к достижениям художественной и интеллектуальной культуры Западной Европы становится его жизненной целью начиная с первых путешествий 1899-го — 1900-го годов во Францию, Италию, Австро-Венгрию, Германию, Швейцарию, Грецию. Особенно притягивал его Париж, в котором он видел центр европейской и, стало быть, всеобщей духовной жизни. Вернувшись из Азии и опасаясь дальнейших преследований, Волошин решает "уйти на Запад, пройти сквозь латинскую дисциплину формы".
В Париже Волошин живет с апреля 1901-го по январь 1903-го, с декабря 1903-го до июня 1906-го, с мая 1908-го по январь 1909-го, с сентября 1911-го по январь 1912-го и с января 1915-го до апреля 1916-го годов. В промежутках странствует "в пределах древнего Средиземноморского мира", наездами бывает в обеих российских столицах и обитает в своем коктебельском "доме поэта", который становится своеобразным культурным центром, пристанищем и местом отдыха писательской элиты, "Киммерийскими Афинами", по выражению поэта и переводчика Шенгели. В разное время там побывали Брюсов, Андрей Белый, Горький, Алексей Толстой, Гумилёв, Цветаева, Мандельштам, Иванов, Замятин, Ходасевич, Булгаков, Чуковский и многие другие писатели, художники, артисты, ученые.
Дача, позднее получившая название "Дом Поэта", чем-то напоминала и средневековый замок, и типичную для Средиземноморья небольшую загородную виллу. В трехэтажном здании, со всех сторон оплетенном лестницами, балкончиками и галереями, были и просторный зал для приемов, и плоская крыша, с которой темными южными ночами можно было наблюдать звезды, и библиотека, и мастерская художника (с 1902-го года Волошин пишет маслом, а десяток лет спустя появляются его замечательные акварели), и, разумеется, комнаты для гостей — друзей, художников и поэтов, и просто интересных собеседников.
Волошин дебютировал как литературный критик: в 1899-м году журнал "Русская мысль" печатает без подписи его маленькие рецензии, в мае 1900-го года там же появляется большая статья "В защиту Гауптмана", подписанная "Макс. Волошин" и представляющая собой один из первых российских манифестов модернистской эстетики. Дальнейшие его статьи (36-ть о русской литературе, 28-мь — о французской, 35-ть — о русском и французском театре, 49-ть — о событиях культурной жизни Франции) провозглашают и утверждают художественные принципы модернизма, вводят новые явления русской литературы (в особенности творчество "младших" символистов) в контекст современной европейской культуры.
"Волошин был необходим эти годы, — вспоминал Андрей Белый, — без него, округлителя острых углов, я не знаю, чем кончилось бы заострение мнений...".
Стихов поначалу писалось немного, и почти все они были собраны в книге "Стихотворения. 1900-го — 1910-го годов".
В годы начавшихся катаклизмов, Волошин отказался от военной службы, поскольку не хотел принимать участия в разрушениях. Не принял он и революцию, восприняв её как космическую драму бытия:
"А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других."
|
Вполне созвучны поэтике Верхарна стихи о войне, составившие сборник "Anno mundi ardentis 1915-й" (1916-го года). Здесь отрабатывались приемы и образы той стихотворной риторики, которая стала устойчивой характеристикой поэзии Волошина времен революции, гражданской войны и последующих лет. Часть тогдашних стихотворений была опубликована в сборнике "Демоны глухонемые" (1919-й), часть — под условным объединяющим заглавием "Стихи о терроре" издана в Берлине в 1923-м году; но в большинстве своем они остались в рукописи.
В 1920-е годы Волошин составил из них книги "Неопалимая Купина. Стихи о войне и революции" и "Путями Каина. Трагедия материальной культуры". Однако в 1923-м году началась официальная травля Волошина, имя его было предано забвению и с 1928-го по 1961-й годы в СССР в печати не появилось ни одной его строчки. Когда в 1961-м году Эренбург почтительно упомянул о Волошине в своих мемуарах, это вызвало немедленную отповедь Дымшица, указавшего: "Макс Волошин был одним из самых незначительных декадентов, к революции он... отнесся отрицательно".
Волошин вернулся в Крым весной 1917-го года. "Больше не покидаю его, — писал он в автобиографии в 1925-м, — ни от кого не спасаюсь, никуда не эмигрирую...". Но ни хлопоты влиятельного Вересаева, ни умоляющее и отчасти покаянное обращение к всесильному идеологу Каменеву в 1924-м не помогли ему пробиться в печать.
"Стих остается для меня единственной возможностью выражения мыслей", — писал Волошин.
Деятельность Волошина-искусствоведа после революции прекратилась, однако он успел опубликовать 34-ре статьи о русском изобразительном искусстве и 37-мь — о французском. Сохраняет значение его первая монографическая работа о Сурикове. Осталась незавершенной книга "Дух готики", над которой Волошин работал в 1912-м — 1913-м годах.
Живописью Волошин занялся, чтобы профессионально судить об изобразительном искусстве, — и оказался даровитым художником, его излюбленным жанром стали акварельные крымские пейзажи со стихотворными надписями.
Волошин — художник-самоучка. Он недолго занимался рисунком в мастерской Елизаветы Кругликовой в Париже. Большую роль в становлении Волошина как художника сыграли работы классиков японской гравюры — Утамаро и Хокусая, с которыми он познакомился в Парижской национальной библиотеке, в Галерее эстампов. Здесь он изучал громадную коллекцию японской печатной книги Теодора Дерюи.
Особое значение Волошин придавал цвету. Цвет был для него, как и для восточных художников, символом. И выбор того или иного цвета никогда не был случайным. "Красный, — писал Волошин в связи с этим, — отвечает цвету земли, синий — воздуха, желтый — солнечному свету. Переведем это в символы. Красный будет означать глину, из которой сделано тело человека, — плоть, кровь, страсть. Синий — воздух и дух, мысль, бесконечность, неизвестность. Желтый — солнце, свет, волю, самоосознанность, царственность... Лиловый цвет образуется соединением красного и синего — это чувство тайны, цвет молитвы; зеленый — от смешения желтого с синим — это цвет растительного царства, надежды, радости бытия."
Акварели Волошина — это, как говорил сам художник, музыкально-красочные композиции на тему киммерийского пейзажа. Волошин писал акварельные пейзажи Крыма каждый день, они были своеобразным дневником художника, в котором он запечатлел свои чувства.
"Не так уж много в истории живописи, посвященной только "настоящим" художникам, найдется произведений, способных вызвать мысли и грёзы, подобные тем, которые возбуждают импровизации этого дилетанта", — так писал об акварелях Волошина Александр Бенуа.
Умер Максимилиан Александрович Волошин в Коктебеле 11-го августа 1932-го года. Замечательный мастер ушёл от нас, но осталось неподдельное волшебство его стихов и картин. Волшебство, которое сам Волошин запечатлел в этих удивительных строках:
"Все, что есть прекрасного в мире... Факел косматый в шафранном тумане... Влажной парчою расплесканный луч... К небу из пены простертые длани... Облачных грамот закатный сургуч... Гаснут во времени, тонут в пространстве Мысли, событья, мечты, корабли... Я ж уношу в свое странствие странствий Лучшее из наваждений Земли..." |
Рисунок М.А. Волошина | рисунок М.А. Волошина | Рисунок М.А. Волошина |