Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




бурение скважин в раменское
Главная > Личность > Волошин и слово о полку Игореве


 

Волошин и слово о полку Игореве




 

ВОЛОШИН (Кириенко-Волошин) Максимилиан Александрович (16(28).V.1877, Киев — 11.VIII.1932, Коктебель, Крым) — поэт, художник, переводчик, лит и худ. критик. Ок. феодосийскую гимназию, был студентом юридич. ф-та Моск. ун-та. Несколько лет провел в Париже, где печатал статьи и рец. о худ. жизни России и Франции, переводы из франц. поэзии. Много странствовал по Зап. Европе и Азии. Дом В. в Вост. Крыму, в Коктебеле, стал центром рус. худ. и поэтич. культуры первых десятилетий XX в., «одним из культурнейших центров не только России, но и Европы» (Андрей Белый.)

228

Дом-музей М. А. Волошина // Звезда. 1977. № 5. С. 189). Там В. жил почти безвыездно с 1916 вплоть до самой смерти. Начиная с 1910 В. выпустил несколько поэтич. сб-ков и книг лит.-худ. статей «Лики творчества». Поэзия В., испытавшая влияние франц. поэтов-«парнасцев» и живописи импрессионизма, тесно связана с рус. символизмом, но выходит за рамки течения. Ей присущи острое чувство истории, «космическое» восприятие времени и пространства, раздумья о судьбах культуры.

В послерев. период В. пишет несколько поэм на темы рус. истории: «Дметриус-император» (1917), «Стенькин суд» (1917), «Написание о царях московских» (1919), «Дикое поле» (1920), «Владимирская Богоматерь» (1920), «Сказание об иноке Епифании» (1929), где его привлекают мятежные моменты и мятежные личности в истории России, стихия нар. бунта.

Говоря о начальном периоде творчества В., автор предисл. к сб. его стихов в изд. «Б-ки поэта» С. С. Наровчатов среди разных поэтич. «струй» поэзии В. выделил «киммерийскую» струю, которая «силой поэтического обобщения превращается в бесконечный мост, по которому пестрой чередой идут люди, народы, эпохи» (С. 14).

В 1907 В. пишет сонет «Гроза», предварив его эпиграфом: «Див кличет по древию, велит послушати Волзе, Поморью, Посулью, Сурожу...», который воспринимается как прямая аллюзия на Слово о полку Игореве (далее С. прим. редактора сайта) в контексте всей «киммерийской» темы (Десницкая А. В. Киммерийская тема... С. 35—48); в первом изд. стихов В. (1910) он вошел в цикл под заглавием «Киммерийские сумерки». Позднее в книге избранного «Иверни» цикл был озаглавлен «Киммерия». В изд. «Б-ки поэта» циклу возвращено первоначальное заглавие.

Обращение к С. в стихотворении «Гроза», по словам Десницкой, «должно было быть закономерным этапом на пути Волошина от темы гомеровской Киммерии к теме Руси, которая стала для поэта столь же глубоко личной, волнующей» (С. 48). Исследовательница первая обратила внимание на то, что не только сонет, в котором заключены скрытые цитаты и реминисценции из С., но и ряд др. стихотворений В. испытали влияние поэтики древнерус. памятника на уровне отдельных слов, образов, мотивов. Изучение этого аспекта волошинского творчества неразрывно связано с изучением его худ. яз. в целом. К отмеченным Десницкой перекличкам волошинских строк со С. можно добавить ряд других, и не только в «киммерийском» цикле стихов, но и, напр., указать на такое стихотворение 1915, как «В осенний день по стынущим полянам» (Стихотворения. Л., 1977. С. 214), где знакомый по С. образ кровавой битвы связывается поэтом с «недобрым Сеятелем», посеявшим в эпоху раздора между народами «живую плоть и кровь». В «Диком поле», поэме 1920, созданной в разгар гражд. войны, также можно найти поэтич. эхо С. И. П. Смирнов в работе о принципах цитирования как историко-лит. проблеме (на примере С.) рассмотрел сонет В. в сравнении со стихотворением И. Бунина «Ковыль», в котором также звучит тема С. и «мир настоящего передан как мир далекого прошлого» (С. 255). Прослеживая жизнь древнерус. памятника в рус. поэтич. культуре XX в., Л.И. Сазонова отметила связь волошинского сонета с ощущением тревоги, с образами мятежной природы, предчувствием беды, наполняющими С.

229

Соч.: Гроза // Волошин М. Стихотворения (1900—1910). М., 1910. С. 89 (то же: Волошин М. Иверни: Избр. стихотворения. М., 1918. С. 36; Волошин М. Стихотворения Л., 1977. С. 122. Примеч. С. 402. («Б-ка поэта». Мал. сер.); Слово — 1985. С. 376. Примеч. С. 487).

Лит.: Наровчатов С. С. Максимилиан Волошин // Волошин М. Стихотворения. Л., 1977. (Б-ка поэта. Мал. сер.); Мануйлов В. А. Максимилиан Волошин — поэт, мыслитель, художник // Волошинские чтения: Сб. науч. трудов. М., 1981. С. 3—11; Десницкая А. В. Киммерийская тема в поэтическом творчестве М. Волошина // Там же. С. 35—48; Смирнов И. П. Цитирование как историко-литературная проблема: принципы усвоения древнерусского текста поэтическими школами кон. XIX — нач. XX в. (На материале «Слова о полку Игореве») // Наследие А. Блока и актуальные проблемы поэтики: Блоковский сб. IV. Тарту, 1981. С. 255—256; Сазонова Л. И. «Слово о полку Игореве» в русской поэзии XX века // Поэзия: Альм. № 42. М., 1985. С. 60—61.

КЛЭ; РП.

М. В. Рождественская (www.feb-web.ru)


Акварель Максимилиана Волошина.

Рисунок М.А. Волошина

Испания. Пейзаж с кипарисами.




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.