Максимилиан Волошин Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин  

Аудиостихи




Главная > Переписка > Письмо М. Волошина И.М. Майскому


 

Письмо М. Волошина И.М. Майскому




 

20 ноября 1923.

Коктебель

           Дорогой Иван Михайлович,

           Вы мне прислали эту драматическую поэму Склярского1 с просьбой оценить ее и этим надолго замкнули мои уста. А кто же его знает, талантлив ли он? Это легче определить по линиям рук, чем из художественного произведения. Все считают необходимым писать художественные произведения так, чтобы они были "похожи на хорошие". Это делает их невыносимо скучными. "Вершины" многословны до безумия и не вылезают из общих мест. Их перепечатывать я бы не стал. А автор, когда ему станет необходимо написать что-нибудь свое и не будет ни времени, ни места, может оказаться талантливым. Но не принимайте моего мнения безусловно. Я не способен к редакторским суждениям: нет у меня для этого чувства среднего уровня литературы.
           Мне писали, что в берлинской газете "Руль" появилась чья-то хвалебная статья обо мне2, которая смутила Вас и Вы не решаетесь теперь печатать взятых у меня стихов. Я, конечно, не стану спорить с Вами и переубеждать.
           Статьи я не читал, "Руля" в глаза не видывал и судить о степени обрушившегося на меня бедствия не могу. (Если у Вас есть эта статья - пришлите мне вырезку, если можно.) Но позвольте мне высказать несколько соображений. Стихи мои, хотя и о современности и о текущем - но они аполитичны до конца. Я беру явление русской революции и принципиально воздерживаюсь от оценки и осуждения партий. Я отнюдь не гражданский, а антигражданский поэт. Поэтому мои стихи могут нравиться полярным по убеждениям людям. (Хотя вероятнее: одинаково возмущать и тех и других). Меня лично нисколько бы не удивила и не огорчила даже и похвала черносотенной какой газеты. Ведь это моя цель: подняться над политическим сознанием современности. (Прилагаю кстати мое последнее стихотворение "Поэту", как мое исповедание).3
           Я думаю, что это не будет чересчур большим самомнением, если я предположу, что мои стихи останутся в известной степени показательны для нашей эпохи. И они как исторический документ могут быть использованы и белыми и красными для совершенно противуположных целей. Но не будет ли со стороны Советской России опрометчивым отказаться от моих стихов только потому, что их раньше похвалили за границей? Да и самая похвала эта была быть может вызвана только рядом выпадов, которые в течение лета сделал против меня Сосновский в "Правде" (по его собственному признанию, совершенно не читавший моих стихов, а только оскорбленный в свою очередь добрым отзывом об них Львова-Рогачевского). Получается редкостное нагромождение нелепостей.
           Кстати - знаю через Воронского4, что в прошлом году меня очень хвалил П. Струве5 в "Русской мысли" - как "глубоко православного поэта" - и это не помешало ему печатать меня в "Красной нови". Впрочем, не зная статьи в "Руле", я быть может не могу судить о степени моего позора... Ни в коем случае и ничем не хочу насиловать Вашу волю.
           Привет Агнии. Неоднократно вспоминали Вас. Приедете ли в будущем году в Коктебель? Тогда прямо ко мне, пожалуйста. Крепко жму Ваши руки.
           Пришлите мне "Звезду", когда выйдет. Максимилиан Волошин


1Речь идет о драматической поэме И. М. Майского "Вершины" (Омск, 1921).
2В газете "Руль" (Берлин) от 5 августа 1923 (No 815) в разделе "Новые книги" сообщалось о выходе в свет книги М. А. Волошина "Стихи о терроре" (Книгоиздательство писателей в Берлине, 1923, 69 стр.). Вскоре в той же газете была опубликована большая рецензия Лоллия Львова "На дне преисподней. (Максимилиан Волошин. Стихи о терроре)". Давая высокую оценку книге Волошина, автор рецензии писал: "<...> Россия, Россия!.. Недавно еще парижанин, европеец, западник, казалось, зачарованный магическим блеском романской культуры, отблесками величественного средневековья, погруженный в мир символов и ритмов Запада, - или поэт "Киммерийских сумерек" - праистории, первозданного хаоса, бушующей стихии, - теперь Максимилиан Волошин сложил России эти жуткие стихи о самом осязательном, самом наглядном, - некоторые скажут! - самом действенном в современном ее обличий - о_б убийстве. Но замученный и истерзанный, он приемлет тяжкое бремя своего сыновства России, не отвращается от родины и в эту мрачную годину ее позора, ее бесчестия, ее содрогания<...>". ("Руль", No 827 от 19 сентября 1923).
3Стихотворение "Поэту" см. в публикации "Послания Максимилиана Волошина в настоящем номере журнала "Наше наследие".
4Александр Константинович Воронский (1884-1943) - в 1921-1927 гг. - редактор журнала "Красная новь". Главы из поэмы Волошина "Путями Каина" ("Меч", Порох", "Пар") были опубликованы в No 3 "Красной нови" за май 1922, с. 8-14.
5Петр Бернгардович Струве (1870-1944) - редактор журнала "Русская мысль" (Прага). Далее речь идет о статье "Русь" Максимилиана Волошина", опубликованной за подписью "Н." ("Русская мысль", 1922, кн. 1-2, с. 332-342), где, в частности, говорится: "Галльская свобода Пушкина и Рылеева Волошиным углубляется до религиозного святорусского образа Китежа<...>" (с. 333-334). В том же номере "Русской мысли" (с. 53-55) опубликовано стихотворение Волошина "Дикое поле" (1920).


М. Волошин и М. Сабашникова в день свадьбы. 12 апреля 1906 г. Москва.

Дом М. Волошина в Коктебеле. 1910-е гг.

М. Волошин. Одесса. 1919.




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Максимилиана Александровича Волошина. Сайт художника.